На вчерашней встрече с журналистами президент Ассоциации региональных банков «Россия» Александр Мурычев сообщил, что президент РФ поручил создать банки развития для поддержки предпринимательства в российских регионах, и пообещал: «Мы подготовим в течение месяца и направим в правительство РФ предложения по созданию банков развития».
Александр Мурычев объяснил, что источниками финансирования таких банков могут служить бюджетные средства, международные займы под госгарантии и средства, полученные от размещения ценных бумаг. Причем оказалось, что совсем не обязательно создавать новые структуры – вполне достаточно, чтобы функции развития регионов выполняли успешно работающие банки. Именно такая схема работает во многих странах мира, и в частности предлагается использовать опыт Германии. Александр Мурычев, в свою очередь, сообщил, что такими банками могут стать Российский банк развития и Росэксимбанк, которые как раз и создавались как банки развития, а после превратились в обычные коммерческие банки.
По мнению зампредседателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Анатолия Аксакова, причина заинтересованности высшего руководства страны в создании банков развития в том, что произошло некое накопление информации и негатива по поводу отставания в экономическом росте. «Вполне очевидно, что банкам недостает долгосрочных ресурсов на те проекты, которые нуждаются в финансировании и могли бы помочь перерабатывающим сферам промышленности расти активнее, – сказал «НГ» Анатолий Аксаков. – У сырьевых отраслей проблем нет, они всегда находят финансовые ресурсы. А наукоемкие направления часто не имеют доступа ко многим ресурсам. И, я полагаю, просто действительно назрела необходимость диверсификации бизнеса и президент это понял».
По его мнению, банки развития благодаря госгарантиям могли бы не только финансировать технологичные области, но и помогать развиваться малому бизнесу, который рано или поздно, но станет играть более существенную роль в ВВП. «Прямое, бюджетное финансирование, к сожалению, неэффективно, – разъясняет Анатолий Аксаков. – Ведь чиновник не может сам определить перспективность, значимость и окупаемость проекта. А банк развития, имеющий своих специалистов по инвестициям, мог бы быть в этом смысле более состоятельным. Я полагаю, что ничего особенно нового не нужно выдумывать. Просто стоит использовать хорошо зарекомендовавшие себя западные схемы. Сильный госбанк развития может начать свою работу, а в регионах могут работать банки-агенты. И, как правило, во многих субъектах Федерации уже есть такие банки, которые представляют там мощный госбанк».
Анатолий Аксаков считает, что часть Стабилизационного фонда РФ вполне может быть использована «для создания гарантийного фонда с целью долгосрочного рефинансирования коммерческих банков через специализированные банки развития»: «Сегодня долгосрочным рефинансированием банковского сектора никто не занимается, в том числе и Центробанк». Для этого необходимо внести изменения в закон о Стабфонде в рамках пакета из 30 законопроектов по поддержке малого бизнеса». Анатолий Аксаков заметил, что при успешном внедрении подобной схемы поддержки и развития регионов на формирование системы банков развития может уйти два-три года.