Поток туристов, выезжающих из России за рубеж, ежегодно растет. В 2004 году он увеличился на 15,4%. А если сравнивать с 2002 годом, то прирост составил почти 30%. Такие данные опубликовал Российский союз туриндустрии (РСТ) со ссылкой на Росстат. Всего за границей с туристическими целями в прошлом году побывали 6 557 116 человек. Приоритеты наших туристов практически не изменились.
Самой популярной страной по-прежнему остается Турция. Здесь за год побывало почти полтора миллиона человек. За ней в тройке лидеров – Китай и Египет (в 2003 году на третьем месте была Польша). Лидером роста стали Мальдивы. В прошлом году на этих экзотических островах отдыхало в 5 раз больше наших туристов. Почти в 2 раза вырос спрос и на Чехию. Причина такой популярности, по-видимому, в том, что цены на туры в Чехию остаются пока наиболее дешевыми по сравнению с другими европейскими странами. Турпоток в Австрию увеличился на 51%. По мнению аналитиков, это объясняется прежде всего популярностью горнолыжных курортов. Даже несмотря на достаточно высокие цены, не иссякает любовь россиян к Франции. Здесь предпочли провести свое свободное время свыше 138 тыс. российских туристов, что на 23,6% больше, чем в 2003 году. Особенно популярными в минувшем году были туры в Париж и индивидуальные программы, а горнолыжная составляющая в структуре спроса, по мнению экспертов, стала меньше. Все больше российских туристов приезжает в Финляндию и Болгарию. Среди лидеров роста и Индия – поток российских туристов в эту страну вырос более чем в 2 раза.
В то же время в прошлом году отмечался спад популярности Германии – ее посетило на 11% меньше наших туристов. Возможно, это связано с трудностями в получении визы. В списке стран, потерявших российских туристов, также Швейцария, Польша, Норвегия. Второй год подряд удивляет Эстония: в 2003 году эта страна сделала резкий рывок и прибавила сразу 400%. Однако в прошедшем году выезд в страну снизился более чем в 2 раза – почти до 16 тыс. человек. По мнению туроператоров, сказались сложности с оформлением эстонской визы.
Поездив по миру, наши туристы предъявляют все более высокие требования к качеству сервиса. Дешевизна отдыха перестала быть основным аргументом. Групповым поездкам сегодня все чаще предпочитают индивидуальные туры с программой, составленной под конкретного клиента, и иногда даже с индивидуальным гидом-переводчиком. Впрочем, такой продвинутой публики пока немного. Подавляющее большинство наших соотечественников все еще покупает так называемые пакетные туры. На эту категорию отдыхающих работает основная часть туристических компаний. Стремясь привлечь клиентов, они предлагают все более разнообразные маршруты, составляют программы так, чтобы клиент мог не только отдохнуть, но и ознакомиться с достопримечательностями страны, в которую он приехал.
Абсолютным лидером летнего выездного отдыха у россиян уже пятый год остается Турция. Причем популярность страны ежегодно растет. Не стал исключением и минувший год. И это несмотря на то, что цены на туристические пакеты в Турцию прошедшим летом несколько подорожали (по оценкам экспертов, не менее чем на 10%). Россиян привлекают теплое море, отличные пляжи и простота въезда в страну. Но главный аргумент в пользу этого направления – оптимальное соотношение цены тура и качества сервиса. Это устраивает туристов с разным уровнем доходов – для каждой категории здесь свой спектр предложений. Большим плюсом стало и то, что после появления единой европейской валюты турецкие и российские турбизнесмены не стали отказываться от долларовых цен.
Существенное подорожание отдыха в Европе, произошедшее после ввода в обращение евро, сделало долларовые турецкие курорты как никогда привлекательными. Однако мало кто сомневается в том, что постепенно евро вытеснит доллар из турецкого туристического бизнеса. В гостиницах сувениры и дополнительные услуги уже продаются за евро. А нынешней весной переводят свои цены в евро турецкие хэндлинговые компании, обслуживающие авиакомпании в аэропортах страны. По всей видимости, из-за этого несколько подорожают авиабилеты в Анталию. По прогнозам экспертов, уже летом 2006 года на цены в евро скорее всего перейдут и турецкие гостиницы. Как это повлияет на выбор россиян, пока трудно спрогнозировать – все зависит от того, насколько подорожают турпакеты.
На египетском направлении в отличие от Турции цены на протяжении года оставались стабильными. У этой страны уже сформировались свои постоянные почитатели. Красное море очень популярно среди любителей дайвинга. Если прежде Египет был излюбленным местом зимнего пляжного отдыха, то последние год-два поток российских туристов в эту страну не иссякает и в летние месяцы. Частые катастрофы туристических автобусов тоже не смущают наших соотечественников: дешевизна – очень веский аргумент. Эксперты прогнозируют дальнейший рост популярности этого направления. Вполне вероятно, что сюда отправится и часть туристов, прежде отдыхавших в странах Юго-Восточной Азии. Они отдадут предпочтение менее экзотичному, но более прогнозируемому отдыху на Красном море. Тем более что сервис в египетских отелях с каждым годом улучшается.
По-прежнему популярно и более дорогое арабское направление – ОАЭ. В отличие от Египта это страна богатая, относительно ухоженная, а помимо хороших пляжей на берегу Персидского залива и высококлассного сервиса есть еще и возможность выгодного шопинга в магазинах беспошлинной торговли. Эмираты – одно из самых старых направлений на российском туристическом рынке. Именно на турах в ОАЭ была опробована популярная в 90-е годы формула «шоп плюс отдых» – несколько дней в городском отеле Дубая, затем отдых в Шардже. Теперь массовые шоп-туры ушли в прошлое, большим спросом стали пользоваться роскошные и очень дорогие отели в Дубая и соответствующее им качество перелета.
Тунис в прошедшем сезоне удивил наших туристов небывалым потоком спецпредложений и беспрецедентно низкими тарифами. Большим плюсом оказалась и долларовая цена турпакетов. Все это сказалось на притоке новых туристов из России – он вырос почти на 50%.
Ежегодно все больше россиян отправляются летом в Болгарию. Многих прельщает мягкий черноморский климат, песчаные пляжи, вкусная и дешевая болгарская кухня. Растет интерес россиян и к курортам Хорватии. Эксперты считают это направление очень перспективным. Известный во всем мире туристический путеводитель Lonely Planet в своем традиционном ежегодном рейтинге-прогнозе провозгласил Хорватию самым популярным туристическим направлением 2005 года. «Средиземноморье такое, каким оно когда-то было» – таков девиз туристической индустрии Хорватии. Именно он привлекает сюда любителей экологически чистого отдыха. Да и цены по европейским меркам вполне приемлемые.
Что касается летнего турпотока в Испанию, то он сохранился примерно на том же уровне. Существенно не изменились и выставленные в евро цены. Страшный теракт, произошедший в Мадриде в начале марта прошлого года, негативно сказался на турпотоке из Европы, но практически не отпугнул российских туристов. А вот Кипр, некогда популярный у россиян, после введения визового режима просто не в состоянии конкурировать с Турцией, Египтом и Тунисом. Спад туристического потока, начавшийся в 2003 году, продолжился в 2004-м и, вероятно, продолжится и в 2005-м.
20 наиболее популярных стран у российских туристов в 2004 г.
Страна | 2004 | 2003 | 2002 | |
1 | Турция | 1 445 815 | 1 038 593 | 690 098 |
2 | Китай | 941 032 | 687 521 | 617 130 |
3 | Египет | 586 375 | 368 405 | 239 712 |
4 | Финляндия | 377 067 | 327 246 | 406 236 |
6 | Польша | 322 030 | 422 003 | 635 451 |
7 | Германия | 255 954 | 278 094 | 208 977 |
8 | Испания | 190 891 | 168 360 | 227 870 |
9 | ОАЭ | 175 187 | 145 796 | 172 558 |
10 | Италия | 156 093 | 118 981 | 149 710 |
11 | Франция | 138 459 | 112 149 | 87 363 |
12 | Чехия | 104 783 | 51 420 | 46 484 |
13 | Кипр | 104 559 | 107 290 | 139 251 |
14 | Греция | 100 309 | 91 404 | 89 713 |
15 | Болгария | 90 949 | 73 133 | 55 485 |
16 | Тунис | 87 777 | 60 130 | 22 298 |
17 | Таиланд | 80 489 | 54 803 | 40 341 |
18 | Великобритания | 66 892 | 51 551 | 38 996 |
19 | Хорватия | 50 861 | 33 493 | 44 310 |
20 | Австрия | 43 829 | 28 811 | 24 170 |
Источник: www.ratanews.ru