Упрек Владимира Путина в адрес правительства по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении, следует адресовать в первую очередь представителям его «либерального крыла». Об этом заявил журналистам заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрий Савельев.
«Как известно, подходы к налоговой реформе Фрадкова и главы Минфина Кудрина вместе с Грефом существенно различаются, – уточнил Савельев. – Глава правительства, в частности, предлагает в будущем году снизить ставку НДС с нынешних 18 до 13%, что позволит ликвидировать огромный профицит бюджета, чего нет ни в одной стране мира, приведет к существенному росту экономики и катализирует процесс ее выхода из «налоговой тени». В свою очередь, представители экономического блока по-прежнему ждут, когда мифическая «рука рынка» расставит все по своим местам. Однако такая ситуация Владимира Путина, насколько я могу судить, не устраивает, о чем он заявил на встрече в Кремле с представителями бизнеса, касаясь проблем экономического развития России».
Напомним, на встрече с предпринимателями в Кремле 24 марта Владимир Путин назвал справедливыми упреки в адрес правительства по поводу того, что оно затягивает изменения в налогообложении.
«Что касается ставок налогообложения и готовящихся правительством предложений, вы справедливо упрекнули правительство в некоторых затяжках», – сказал глава государства в ответ на выступление председателя координационного совета предпринимательских союзов РФ Александра Шохина, сообщает ИТАР-ТАСС. «Я уверен, что после сегодняшней встречи мы все точки над «i» расставим», – подчеркнул президент.
В последнее время дискуссия вокруг совершенствования налоговой политики фактически расколола правительство на два лагеря. Михаил Фрадков выступает за снижение ставки НДС с нынешних 18 до 13% с 2006 года ввиду того, что эта мера позволит решить поставленные президентом задачи по модернизации экономики и удвоению ВВП. В свою очередь, представители экономического блока кабинета – глава Минфина Алексей Кудрин и руководитель МЭРТа Герман Греф – заявили о необходимости отложить снижение НДС по крайней мере на три года и сосредоточиться на налоговом администрировании.
Однако последнее выступление Владимира Путина может свидетельствовать о том, что точка зрения премьера, выступающего за немедленные шаги по стимулированию экономического роста, президенту ближе. Выступая перед представителями делового сообщества в Кремле, Владимир Путин подчеркнул, что на данном этапе он «не удовлетворен ни структурой экономики, ни структурой ее роста». «За прошлый год ВВП вырос на 7,1%, а реально располагаемые доходы населения – на 7,8%, – сказал президент. – Все это неплохо, но структура роста и структура экономики устроить нас не могут».
«Снижение НДС обеспечивает благоприятный структурный эффект, оно выгодно в основном для конечных отраслей, ориентированных на внутренний рынок, – говорит ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. – Альтернативные варианты снижения налогов менее эффективны с точки зрения стимулирования экономического роста или сопровождаются большими рисками».
По расчетам аппарата правительства, снижение НДС на 5% даст рост ВВП на 0,5%, или 110 млрд. руб. Это должно привести к росту зарплат на 30 млрд. руб. и денежных доходов населения на 25 млрд. руб. В итоге увеличение подоходного налога составит 6 млрд. руб., а рост поступлений от НДС – 7–8 млрд. руб. В экономике останется около 330 млрд. руб., при этом не менее 30 млрд. руб. бюджетных потерь от снижения НДС будут компенсированы за счет роста ВВП. Оставшиеся 300 млрд. руб. в Белом доме надеются покрыть за счет ужесточения налогового администрирования. Собираемость НДС (с учетом возврата) сегодня не превышает 55%, тогда как собираемость налогов в целом в России составляет 65%. Поэтому для того, чтобы залатать возможную бюджетную дыру, достаточно повысить собираемость НДС до 70–75%.
При этом стоит учитывать, что рассматриваемое правительством решение об увеличении цены отсечения поступающих в Стабилизационный фонд доходов с действующих 20 долл. за баррель нефти до 25 позволит увеличить дополнительные доходы бюджета на 300–350 млрд. руб. То есть главный аргумент Минфина, насмерть стоявшего против снижения НДС и пугавшего связанным с этим выпадением доходов бюджета на сумму 300 млрд. долл., в этих условиях выглядит полностью несостоятельным.
Тем временем противостояние по вопросу снижения НДС встречает все большее непонимание как среди экономистов, так и политиков.
Завкафедрой экономической теории и политики Академии народного хозяйства при правительстве РФ Абел Аганбегян считает, что общий фискальный груз зависит от приоритетов развития страны. А поскольку в России отсутствуют инфраструктурные инвестиции, нет накопительных пенсий и слабые страховые компании, бизнесу приходится нести экстремальную нагрузку. «Кроме того, у нас нет рынка капитала, в результате чего невозможно обновлять основные фонды предприятий. Разве что крупные компании в состоянии брать кредиты за рубежом. Это привело к внешнему долгу промышленных предприятий в 80 миллиардов долларов, и он непрерывно растет. Многие компании находятся на критической полосе этого долга», – говорит Аганбегян.
«Когда у бизнеса изымаются средства, это сокращает возможности его развития, – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Это неправильно по сути. Уровень реально собранных налоговых изъятий сегодня составляет около 40% от ВВП, а номинально – 60% от ВВП. Получается, 20% составляет уход от налогов, налоговое планирование и так далее. Поэтому с чего мы начали налоговую реформу, к тому, в общем-то, и пришли. У нас вся налоговая реформа идет не путем снижения налогового бремени, а путем расширения возможностей для налогового планирования. В правительстве идет дискуссия по поводу снижения НДС до 13%, что было бы правильно и разумно, но она выливается в очередную модификацию налогового администрирования».