Геннадий Фадеев стал ближе идеям чучхе.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Российские компании ведут переговоры о поставках нефти в Северную Корею. Об этом вчера сообщил глава ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Геннадий Фадеев. «Есть группа инвесторов, которые заинтересованы в поставках нефти из России на переработку в КНДР», – приводит его слова Интерфакс. Геннадий Фадеев отметил, что РЖД планирует принять участие в этом проекте. «Насколько мне известно, сейчас вынашиваются планы продления широкой железнодорожной колеи из Хасана (Приморский край) в северокорейский порт Раджин, где находится нефтеперерабатывающий завод», – пояснил президент РЖД.
Стоит отметить, что РЖД сегодня уже перевозит нефть в Азиатский регион, а именно в Китай, обеспечивая выполнение контрактов российских компаний. В то же время, по общему мнению экспертов, железнодорожные перевозки нефти являются достаточно затратными и значительно выгоднее использовать для транспортировки трубопроводный транспорт. Что касается Китая, то проект строительства нефтепровода, разработанный еще ЮКОСом, на сегодня фактически заморожен. Вместо него активно раскручивается маршрут Восточная Сибирь – Тихий океан, согласно которому нефть поставляется в тихоокеанские морские порты России, а оттуда экспортируется в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Вчера президент «Транснефти» Семен Вайншток сообщил, что правительство поручило компании до 1 мая этого года разработать и внести предложения по реализации поэтапного строительства этого нефтепровода. Маршрут намечается такой: Тайшет (Иркутская область) – Сковородино (Амурская область) – бухта Перевозная (Приморский край). По словам главы «Транснефти», на первом этапе предполагается строительство «трубы» от Тайшета до Сковородино и нефтетерминала в бухте Перевозная. Нефть на участке Сковородино – бухта Перевозная будет перевозиться по железной дороге. Стоимость проекта Семен Вайншток оценил в 11,5 млрд. долл.
Однако эти планы могут и не осуществиться. Согласно вчерашнему заявлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), «Транснефть» должна обосновать выбор бухты Перевозной в качестве площадки для строительства нефтетерминала. «Мы разделяем обеспокоенность общественных и экологических организаций по проекту строительства трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан и считаем, что на последующих этапах проектирования «Транснефть» должна будет обосновать выбор строительства порта в Бухте Перевозная», – сказал и.о. руководителя службы Андрей Малышев. Ранее в обращении к главе администрации президента Дмитрию Медведеву президент РАН Юрий Осипов указывал на то, что бухта Перевозная «располагается в районе с богатейшим рекреационным потенциалом для жителей Дальнего Востока и Сибири, в районе с развитой сетью заповедников и заказников».
Так что пока в связи с неясностью вокруг нефтепровода единственным экспортным каналом для российской нефти в страны АТР остается железная дорога. Геннадий Фадеев всеми своими заявлениями дает понять, что он готов к роли главного нефтяного снабженца азиатских тигров.