Правительство планирует рассмотреть предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по ограничению монополизации на региональных рынках нефтепродуктов. Об этом вчера сообщил глава службы Игорь Артемьев. Он пояснил, что в соответствии с предложениям ФАС предполагается ввести норму, согласно которой одна компания не может контролировать более 50% розничного рынка нефтепродуктов в регионе. В перспективе уровень контроля предполагается снизить до 35%. Идея в принципе неплохая, но аналитики считают, что воплотить ее в жизнь будет крайне сложно.
«Это будет сделать очень трудно, поскольку так исторически сложилось, что на части региональных рынков доминируют одна-две нефтяные компании, – комментирует аналитик инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Мария Радина. – Такова особенность регионов. В качестве примера можно привести, скажем, Омский регион, где «Сибнефть», контролируя Омский НПЗ, является основным игроком. Здесь потребуются усилия не только ФАС, поскольку для осуществления такого замысла потребуется перестройка всей нефтеперерабатывающей отрасли. Ведь в регионах преобладают НПЗ-гиганты. А для того, чтобы развивать конкуренцию на рынке, требуется развитие обилия более мелких нефтеперерабатывающих предприятий. Сейчас же в основном все НПЗ входят в структуру крупных вертикально интегрированных компаний. Так что воплощение идеи главы ФАС пока не вполне реально».
Аналитик ИГ «АТОН» Дмитрий Лукашов считает примерно так же: «В Москве, наверное, это сделать возможно. Но, например, где-нибудь в Перми, где 90% рынка занимает «ЛУКОЙЛ», наверное, это не очень реально. Я не совсем представляю, как это можно сделать рыночным методом. Только если каким-то авторитарным методом заставить, чтобы на единственный в регионе нефтеперерабатывающий завод вместо традиционно единственного поставщика завозили сырье и другие компании, которым на самом деле это невыгодно. Ведь в регионах НПЗ существуют не на условиях ритейла, а на условиях оптового рынка нефтепродуктов».
«Мне кажется, реализация предложения Игоря Артемьева достаточно сомнительна, – считает аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Воплотить его в жизнь будет сложно, поскольку основными оптовыми поставщиками в регионах являются в основном крупные нефтяные компании. Ну, допустим, запретят им работать, они закроют часть своих заправок. Кто придет на их место? Так что вопрос этот требует детальной разработки. За счет чего, например, будут привлекаться на рынок новые игроки? Думаю, это будет довольно-таки затруднительно. В итоге основным оптовым поставщиком в каждом регионе все равно останется та или иная крупная нефтяная компания. Сейчас некоторые из них занимают до 90% рынка в соответствующем регионе».
ФАС активно пытается бороться с нефтяными компаниями и торговыми организациями, которые, по мнению службы, вступают в сговор и устанавливают слишком высокие цены. Напомним, что недавно Игорь Артемьев вновь говорил о существовании подобных дел против «ЛУКОЙЛа» и «Сибнефти» и напомнил о рекордном штрафе в 2,5 млн. долл., который получил ЮКОС. Впрочем, даже этот штраф вряд ли напугает нефтяников – сумма для них все же мелковата. Другой разговор у антимонопольного ведомства с нарушителями начнется тогда, когда штрафы будут повышены до среднемирового уровня и будут действительно весомы для бюджетов компаний.