– Василий Антонович, что изучает видеоэкология?
– Это научное направление появилось на стыке биологии, медицины, экологии и архитектуры. Если говорить в общих словах, видеоэкология изучает влияние видимой окружающей среды на общее состояние человека. Почти 80% информации попадает к нам через зрительный аппарат, и эта информация воздействует не только на настроение человека, но и на его здоровье, на его психику. Наша визуальная среда за последнее столетие резко изменилась, а человек со своими физиологическими потребностями остался прежним, «спроектированным» для жизни в естественных природных условиях. Вот это противоречие и стало объектом изучения видеоэкологии.
Когда-то человек жил в природной среде, его окружала зелень, а в городах преобладает серый бетон и асфальт. В лесу, к примеру, много кривых линий, разнообразных по толщине, направлению и контрастности, а современная архитектура построена на прямых линиях и прямых углах, на огромных плоскостях, однородных и статичных. Отсутствие кривых линий – это отсутствие информации для наших глаз, и это создает предельное напряжение зрения. Сбои в работе зрительного аппарата вызывают общий дискомфорт и способны спровоцировать патологические состояния. Недаром в психиатрии существует термин «синдром большого города».
– Что, на ваш взгляд, особенно неблагоприятно действует на человека?
– Современная архитектура развивается в противоречии с естественными законами зрения, в итоге сформирована агрессивная для человеческого глаза среда. При современных индустриальных методах строительства возникает множество однородных и однообразных (гомогенных) зрительных объектов. Это – голые торцы зданий, ленточное остекление, огромное количество одинаковых окон, ровные плоскости многоэтажек, при взгляде на которые глазу совершенно не за что «зацепиться». Если человек смотрит на такую стену всего три секунды, его глаза испытывают не меньший дискомфорт, чем ноги, потерявшие опору. По данным Всемирной организации здравоохранения, процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Я убежден, что среди прочих факторов противоестественная видимая среда городов вносит свою немалую лепту в обвальный рост заболеваемости городского населения. Плюс к этому агрессивная архитектура провоцирует агрессивность городского жителя, способствует росту криминогенности.
– Как вы оцениваете современный облик Москвы с точки зрения видеоэкологии?
– Это непростой вопрос. В центре Москвы есть очень комфортные участки. В основном застройка, сохранившаяся с прошлого века, – малоэтажная, насыщенная декоративными элементами. Загляните в маленькие арбатские переулки – здесь всегда чувствуешь себя уютно. Немало грамотно отреставрированных старинных особняков. Есть в центре города и небольшие офисные здания, удачно вписавшиеся в окружающую застройку. Но очень много и негативных примеров. К примеру, здание, недавно построенное на старом Арбате. По-видимому, архитекторы задумали повторить силуэт ресторана «Прага», который находится прямо напротив. Но сделали новое здание чуть выше, чуть массивнее, чем требовалось. В итоге оно буквально задушило изящное здание «Праги» да и вообще разрушило облик Арбатской площади.
Одно из самых неудачных мест в Москве, на мой взгляд, – Октябрьская площадь. Здесь, куда ни брось взгляд, всюду очень агрессивные плоскости. Этот список можно продолжать и дальше. Не менее агрессивны с визуальной точки зрения и спальные районы с многоэтажной панельной застройкой, которая началась в Москве с конца 70-х годов.
– А как вы относитесь к хрущевкам?
– Хрущевки, конечно, непривлекательны, тут и говорить нечего. Но они не настолько агрессивны, ведь их высота – всего пять этажей, они утопают в зелени, и это чуть сглаживает воздействие на зрение. Да потом их начали активно сносить. За эти годы город уже очистился от 600 хрущевок, только в прошлом году их было снесено около 170.
– А как вы оцениваете снос некоторых московских гостиниц?
– Как видеоэколог, я рад, что город освобождается от агрессивной среды. Я одним из первых поддержал идею сноса гостиницы «Интурист». Не менее агрессивен и облик гостиницы «Россия». Это здание практически разрушило живую ткань архитектурного ансамбля Кремля и храма Василия Блаженного. А Красная площадь обладает уникальной комфортной видеосредой, которую необходимо оберегать. Другое дело – гостиница «Москва» или «Военторг» – эти здания я бы не торопился уничтожать. Но мне непонятно другое – освобождаясь от «агрессивных» зданий в центре города, мы тут же беремся за проекты, которые могут нанести еще больший вред. Возьмите проект высотного кольца столицы. 60 небоскребов, которые планируется построить на периферии Москвы, явно ухудшат визуальную среду города. Стремление властей к высотному строительству по меньшей мере выглядит странно. Понятно, когда в Японии строятся высотки – на одного японца приходится не более 0,2 га. Но в России, где на одного человека – 14 га территории, строить высотное жилье неразумно! В Сибири, на Дальнем Востоке, да и в средней полосе у нас есть уникальная возможность сохранить небольшие города, численность которых не превысит 100 тыс. человек, жить внутри природы и не «высовываться» выше деревьев.
– Что, на ваш взгляд, способно улучшить визуальную среду города?
– Главное – не надо бояться кривых линий. Чем оригинальней силуэт здания, тем лучше оно воспринимается глазом. Большое значение имеет декор – всевозможные арки, башенки, шпили, колонны. Все эти так называемые «излишества» просто необходимы глазу. Важно избегать больших плоскостей, по возможности разбивать их на сектора разной этажности. Не забывать, что балконы и окна – тоже несут определенную нагрузку.
Стоит более серьезно отнестись и к цветовой гамме наших домов. Цвет вообще самый дешевый и самый удачный способ насытить визуальную среду. Однотонные, особенно белые, панельные дома как раз и создают так называемую гомогенную визуальную среду. Для глаз гораздо комфортнее многоцветье. Главное – найти удачное сочетание цветов. За много веков в архитектуре эти сочетания уже найдены. Наши архитекторы с древности выбирали белое и голубое, белое и красное. Посмотрите храмы в Ярославле – красные с белыми элементами, они прекрасно смотрятся. Белые элементы создают контур – глаз любит границу, древние зодчие это понимали. Вот чего точно следует избегать – так это плавного перехода от одного цвета к другому. Для наших глаз это некомфортно. За тысячу лет в архитектуре уже все сделано, нечего придумывать, надо брать готовое и адаптировать под новые территории, под новые строительные материалы, под новые технологии.