– У российской компании ЮКОС в Литве есть нефтеперерабатывающий завод. Какова его судьба? Стоит ли ожидать смены собственника?
– ЮКОС всего лишь один из акционеров: 40,66% акций этого завода принадлежит литовскому правительству. Так что мы коллеги и партнеры в этом деле.
– Думает ли в таком случае литовское правительство увеличивать свой пакет?
– Такие переговоры возможны, и создана даже специальная рабочая группа по этим переговорам, что согласовано и с ЮКОСом. Но, насколько мне известно было перед моим отъездом из Литвы, эти переговоры еще не начинались. Могу лишь сказать, что на первом аукционе будет попытка приобретения 10%. Сейчас создана рабочая группа по ведению переговоров об уступке опциона на выкуп дополнительной эмиссии акций Mazeikiu Naft. Эту долю, кстати, может приобрести как литовское правительство, так и сама компания ЮКОС.
– Как вы относитесь к маршам бывших эсэсовцев в Прибалтике?
– Я вообще к ультранационалистам отношусь отрицательно. Скажу больше: большинство народа их далеко не поддерживает. Как не поддерживают их ни правящее большинство, ни другие фракции парламента. Поэтому я не знаю, какие у них возможности в нашей стране. И чем больше у нас развивается демократичность, тем меньше остается у них шансов на какие-то возможные вспышки. Есть, наверное, какие-то отдельные люди, которые принимают их позицию. Но их совершенно небольшой процент в Литве.
– Каковы результаты вашего визита в Россию? Есть ли уже какие-то конкретные договоренности о будущих проектах?
– Нас устраивает доброжелательная атмосфера, которая дает надежду на расширение торгово-экономических и культурных связей. Мы чувствуем, что наш визит в Москву принесет немало хорошего обеим сторонам. В наших планах строительство логистических центров, культурно-делового центра как в Вильнюсе, так и в Москве. Разрабатывается спецификация возможных товаров на поставку в Москву и в российские регионы. Идет разговор о возможности создания совместных предприятий на территории Литвы в производственной сфере. Есть договоренности с боссом Государственной Думы РФ о скорой ратификации договора об отмене двойного налогообложения. Будут активизированы межпарламентские связи, и уже отрабатываются пункты соглашения межправительственной комиссии под руководством министра транспорта РФ Игоря Левитина. Прошли успешные переговоры с Юрием Лужковым.
– Обсуждали ли вы с господином Левитиным проблемы прибалтийских портов, в частности Калининградского узла? Каковы интересы Литвы в этих переговорах?
– Да, мы действительно затрагивали этот вопрос еще во время его визита в Литву. И решили, что голословно говорить об этом не будем. Я смогу комментировать это лишь после того, как завершит свою работу межправительственная комиссия.
– А как сейчас решаются вопросы транзита? Предполагается ли его либерализация?
– В любом случае мы придерживаемся и будем придерживаться существующих европейских правил, потому как наша страна уже член Европейского союза и НАТО. С политической точки зрения я не вижу каких-то больших противников улучшения транзитных отношений с Россией в правящем большинстве, разве что по экологическим решениям. Повторю лишь, что они не должны расходиться с европейскими директивами.
– Каковы ваши приоритеты в торгово-экономическом сотрудничестве?
– Я думаю, что это будут поставки из Литвы в Россию продуктов питания, товаров народного потребления, например, литовских телевизоров. Может быть, и сотрудничество в сфере обслуживания. Неплохо себя зарекомендовали и наши строители. В общем, есть о чем говорить.
– А можете ли вы как-то оценить объем российских инвестиций в Литве сегодня?
– Россия здесь далеко отстает от других стран – где-то на седьмом или восьмом месте. Я всегда говорю, что мы не противимся инвестициям из России. Для меня лично деньги не пахнут. Но, конечно, мы стараемся балансировать инвестиции так, чтобы не было доминирования той или другой страны. К России это пока не относится. Я бы даже как-то поощрял, подталкивал российских инвесторов.
– Когда вы планируете опять приехать в Россию и по каким поводам?
– Это может произойти довольно-таки скоро. И если от меня как от министра будет зависеть торгово-экономическое и культурное развитие наших связей и мое присутствие даст хоть какой-то качественный толчок, могу хоть когда приехать.