Несмотря на позицию бюджетной комиссии, решившей, по словам главы Минфина Алексея Кудрина, сохранить 18-процентную ставку НДС на ближайшие три года, в правительстве пока в принципе не отбрасывают идею снижения этого налога, сообщает ИТАР-ТАСС. Как заявил журналистам глава Минэкономразвития Герман Греф, кабинет министров не отказывается от планов по ежегодному понижению налоговой нагрузки. Окончательное решение остается за правительством.
Дискуссия о направлениях налоговой реформы на ближайшие три года продолжается. Так, промышленники центральных регионов России призвали правительство не прощаться с идеей снижения НДС. Предложение о снижении налога на добавленную стоимость как средство «оживления» отечественной экономики не должно быть окончательно забыто, заявляют в Объединении работодателей «Рязанская ассоциация экономического сотрудничества предприятий» (ОР РАЭСП), выступившем в поддержку идеи аппарата правительства о снижении ставки НДС до 13%.
В официальном заявлении ОР РАЭСП, поступившем в Российский союз промышленников и предпринимателей, отмечается, что представители регионального бизнеса «однозначно поддерживают предложения о снижении НДС». В случае его реализации, полагают авторы письма, «оставшиеся на счетах предприятий средства будут использованы для оживления экономики».
Обосновывая свою позицию, члены РАЭСП выразили уверенность в необходимости одновременного снижения налогового бремени и повышения эффективности налогового администрирования. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в ОР РАЭСП утверждают, что подобную позицию готовы занять и общественные объединения работодателей Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областей.
Кроме того, в ОР РАЭСП подвергли критике публичные высказывания члена бюро правления РСПП Александра Шохина, который, ссылаясь «на мнение делового сообщества», назвал снижение НДС в будущем году «преждевременным» в отличие от налогового администрирования. Как отмечается в заявлении ОР РАЭСП, «права ссылаться на «мнение всего делового сообщества», как это сделал Александр Шохин, никто и никому не давал».
Тем временем предложение о снижении НДС поддержала российская химическая отрасль. В минувшую пятницу с просьбой не отказываться от идеи снижения НДС до 13% к председателю правительства Михаилу Фрадкову обратился Российский союз химиков (РСХ), объединяющий 159 крупнейших предприятий химического комплекса, отраслевые научно-исследовательские, проектные и учебные институты, а также союзы и ассоциации химических отраслей.
В своем обращении РСХ выразил обеспокоенность из-за «отклонения правительства от курса на стимулирование развития реального сектора экономики путем в том числе снижения налоговой нагрузки». По словам президента РСХ Виктора Иванова, в 2003 году президент России Владимир Путин дал понять, что в случае сохранения благоприятной финансовой ситуации начиная с 2006 года может быть введена единая, унифицированная ставка НДС в размере 16%. В этой связи у главы РСХ «вызывает серьезную обеспокоенность решение правительственной комиссии по проектированию федерального бюджета об отказе снижать ставку этого налога».
По словам Виктора Иванова, «на данном этапе развития страны те средства, которые можно было бы оставлять в реальном секторе экономики, а это более 300 млрд. руб., при снижении ставки НДС до 13% могли бы существенным образом повлиять на развитие промышленного производства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров». По оценке РСХ, входящие в союз предприятия получили бы за счет снижения НДС до 13% дополнительно 12 млрд. руб. уже в 2006 г. Эти средства могли бы быть использованы в ряде инвестиционных проектов, направлены на повышение уровня заработной платы сотрудников, заявляют в РСХ.
Мнение промышленников разделяют и депутаты. Так, по словам председателя комитета Госдумы по делам СНГ, президента Национального инвестиционного совета Александра Лебедева, он жалеет о том, что ставка НДС в России не снижена, поскольку при существующих избыточных финансовых ресурсах у государства есть возможность снизить ставки и принять такое налоговое законодательство, «чтобы 10 лет его не менять».
По мнению А.Лебедева, в налогах надо «стремиться к простоте», потому что возвращение НДС – «это почва для злоупотребления». Стремиться, по словам президента Национального инвестиционного совета, нужно к ситуации, когда «как можно меньше будет бюрократов, а простые и низкие налоговые ставки стимулируют желание заниматься малым бизнесом».
Заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Анатолий Локоть отмечает, что, «выступая против идеи по снижению НДС, руководство Минфина в качестве одного из своих главных аргументов называет его якобы высокую собираемость». Однако, по словам депутата, статистика Минфина «лукава», поскольку не отражает в полной мере масштабы уклонения от уплаты НДС и широко распространенные схемы по его незаконному возврату.
По словам А.Локотя, сегодня практически все крупные экспортноориентированные компании (прежде всего занятые в нефтяной отрасли) осуществляют налоговую оптимизацию через свои производственные и торговые подразделения: в первых сосредоточены расходы, обеспечивающие наибольший вычет из НДС, а вторые применяют нулевую ставку по экспорту. «Понятное дело, что такие экспортеры не заинтересованы в снижении НДС, поскольку чем меньше этот налог, тем меньше будут возмещаемые им вычеты. Однако компании, ориентированные на внутренний рынок, особенно в промышленном секторе, страдают», – подчеркивает депутат.
Он также отмечает, что в 2004 году заметное повышение собираемости НДС было обусловлено именно снижением этого налога с 20% до 18%. Экономика начала выходить из «налоговой тени», однако отказ от дальнейшего снижения налогового бремени может инициировать обратный процесс, полагает А.Локоть.
С мнением о необходимости снижения НДС согласен его коллега по комитету Александр Агеев, который назвал эту меру «попыткой снять Россию с нефтяной иглы посредством стимулирования развитие отраслей, ориентированных на внутренний рынок». По его словам, именно в этих отраслях работает подавляющее большинство всех занятых в экономике, следовательно, появится реальная возможность для решения задачи президента России Владимира Путина по преодолению бедности и перехода от «экономики трубы» к «экономике знаний».
По мнению А.Агеева, особенно благотворно снижение данного налога скажется на таких отраслях, как машиностроение. По экспертным расчетам, НДС в структуре налоговых платежей в машиностроении доходит до 42% от всего объема налогов. При снижении НДС с 18% до 13% налоговая нагрузка в машиностроении уменьшится на 12%, что позволит резко нарастить объем инвестиций и повысить уровень оплаты труда работников, занятых в этой отрасли.