0
903
Газета Экономика Интернет-версия

17.03.2005 00:00:00

РЖД считает госрегулирование необходимым

Тэги: тарифы, госмонополии, регулирование, ржд


Начиная с 1991 года, несмотря на все усилия по проведению жесткой ограничительной тарифной политики по отношению к естественным монополиям, тарифы в них росли быстрее, чем в других отраслях экономики, перешедших на рыночное тарифообразование. Исходя из этого доктор экономических наук Игорь Николаев делает вывод о том, что для эффективного развития отечественной экономики актуален вопрос отмены госрегулирования тарифов естественных монополий.

«Нынешняя система тарифообразования, действующая по старому советскому принципу «проси больше, все равно дадут меньше», удовлетворяет и компанию-монополиста, и государство, – считает ученый. – Регулятор, получив заявку, считает делом чести снизить запрашиваемую тарифную надбавку. Однако даже после этого тарифы оказываются вполне приемлемыми для монополии». Таким образом, процедура утверждения тарифов фактически выводит естественные монополии из-под действия закона о конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. Даже в случае установления заведомо завышенных тарифов обвинить монополистов в этом не представляется возможным, подчеркивает Игорь Николаев.

В то же время он уверен, что нет оснований бояться резкого скачка тарифов на услуги естественных монополий после отмены госрегулирования. По его оценке, картина будет прямо противоположная. Поэтому, резюмировал ученый, государственное регулирование должно быть заменено рыночными механизмами регулирования через антимонопольное законодательство.

Как ни странно, радикальные предложения представителя экономической науки не нашли поддержки в первую очередь у приглашенных для участия в дискуссии представителей двух естественных монополий – РАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России». Вице-президент РЖД Борис Лапидус напомнил, что на естественных монополиях лежит ответственная задача, связанная с созданием инфраструктурных условий для экономического роста. Однако она не сочетается с другим направлением деятельности – поиском ресурсов для собственного развития. Конечно, отметил Борис Лапидус, можно заморозить тарифы на железной дороге. Однако в будущем это станет сдерживающим фактором для развития и отрасли, и экономики в целом.

Борис Лапидус предложил не отменять госрегулирование тарифов естественных монополий, а изменить их механизм. Регулирование в этом случае должно брать в расчет инфляцию с небольшим плюсом или минусом. Естественная монополия, в свою очередь, должна быть уверена, что когда тариф по такой схеме установлен и в результате хозяйственно-экономической деятельности удалось получить прибыль, то все заработанное пойдет на развитие самой компании. И еще один принципиальный, с точки зрения вице-президента РЖД, момент: тарифы должны устанавливаться на среднесрочную перспективу, тогда у железнодорожников появятся стимулы вкладывать средства в развитие своей инфраструктуры, обновление материальной базы.

Со своей стороны руководитель департамента экономического развития РАО «ЕЭС» Игорь Кожуховский призвал не упрощать цель государственного регулирования тарифов. Это делается не только для сдерживания цен на услуги естественных монополий, но и для обеспечения бесперебойного оказания этих услуг по приемлемым ценам. «Сейчас гораздо более эффективно госрегулирование, – сказал Игорь Кожуховский, – чем действия антимонопольных органов». В принципе отказаться от такой практики можно, но это может обернуться неопределенностью, когда монополист, установивший тарифы сообразно рыночным правилам, будет жить в ожидании суда, куда вправе обратиться потребители и оспорить принятое решение. Выход видится в прямых переговорах и контрактах между производителем и потребителем.

Руководство энергохолдинга так же, как и руководство РЖД, ратует за долгосрочное регулирование тарифов. Начиная с этого года, предположил Игорь Кожуховский, это намерение, видимо, удастся осуществить. Правда, здесь есть нюансы, которые вызывают озабоченность. В этом году тарифы на газ выросли на 23 процента, в будущем году МЭРТ предлагает увеличить их еще на 11 процентов. Цель в общем-то понятна – изменить существующее соотношение цен на газ и уголь, чтобы стимулировать переход энергетики на твердое топливо. Но это рикошетом бьет по электроэнергетике, подчеркнул Игорь Кожуховский. «Мы предпринимаем усилия защитить свои права, но получается с трудом, – резюмировал он. – Ведь нам тарифы не поднимают».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Сенаторов ознакомили с материалами уголовных дел

Екатерина Трифонова

Следователи и адвокаты спорят о причинах длительного содержания граждан в СИЗО

0
723
Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Теракт против генерала Кириллова может задеть межнациональные отношения

Владимир Разуваев

Задержанный подозреваемый – мигрант из Узбекистана – заявил, что выполнял задание украинских спецслужб

0
1078
Партии возвращаются к "народным референдумам"

Партии возвращаются к "народным референдумам"

Дарья Гармоненко

Будущий электорат стимулируют сбором подписей под различными инициативами

0
785
Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

Белгородские предприятия отказались от хранения топлива на приграничных территориях

0
514

Другие новости