В преддверии намеченного на осень нынешнего года пуска Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку–Тбилиси–Джейхан Азербайджан начинает планомерно вытеснять Россию со своего нефтяного рынка. Уже объявлено, что менее чем через месяц Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) приостановит экспорт своей нефти по северному маршруту – трубопроводу Баку–Новороссийск. Формальной причиной столь неожиданного решения ГНКАР стало намерение Азербайджанской международной операционной компании (АМОК), разрабатывающей нацеленные именно на ОЭТ морские месторождения Азери–Чираг–Гюнешли, использовать этот маршрут для экспорта части своей нефти. На первый взгляд ничего удивительного в этом решении нет: АМОК является оператором по эксплуатации азербайджанского участка нефтепровода Баку–Новороссийск, а посему имеет приоритетное право на использование этой трубы в своих интересах.
Между тем нельзя исключать, что, затевая подобную комбинацию, Баку запускает своего рода «пробный шар» – чтобы посмотреть, как на это отреагирует российская сторона.
По мнению некоторых азербайджанских экспертов, при удачном стечении обстоятельств, то есть при не слишком резкой реакции Москвы, уже в конце года можно ожидать и политического решения дальнейшей судьбы трубопровода Баку–Новороссийск. Трубу в направлении России могут попросту вывести из игры.
До недавнего времени АМОК, где всеми делами заправляет британская компания BP, добывала нефть лишь на Чираге (одном из трех контрактных месторождений на азербайджанском шельфе Каспия) и экспортировала ее по собственному трубопроводу в грузинский порт Супса. Однако с 13 февраля этого года этот международный консорциум приступил к добыче нефти со второго контрактного месторождения – Азери. В результате у компании появились излишки нефти, которые из-за полной загруженности трубопровода Баку–Супса и решено на этом этапе транспортировать по маршруту Баку–Новороссийск. По имеющимся данным, АМОК уже подала заявку в российскую «Транснефть» на прокачку 300 тыс. тонн своей нефти ежемесячно.
Что касается ГНКАР, которая фактически лишается своей основной экспортной коммуникации, то в Баку, похоже, не особенно переживают по этому поводу. Напротив, в своих комментариях ответственные правительственные чиновники намекают, что ГНКАР может вовсе отказаться от услуг трубопровода Баку–Новороссийск. Упор делается на то, что с экономической точки зрения Азербайджану, дескать, невыгодно экспортировать нефть по северному, российскому маршруту. Как известно, Баку ежегодно перекачивает в Новороссийск 2,5 млн. тонн нефти и платит 15,67 долл. за транзит одной тонны. При этом, как заявил журналистам первый вице-премьер правительства Азербайджана Аббас Аббасов, из-за того, что высококачественная бакинская нефть смешивается по пути с российскими сортами, в Новороссийском порту цена продукта снижается на 4–5 долл. В итоге ежегодные потери ГНКАР составляют около 50 млн. долл. Чтобы хоть как-то минимизировать эти потери, госкомпания не раз предлагала российской стороне либо пересмотреть транзитные тарифы в сторону их снижения, либо создать банк качества нефти, который предусматривал бы компенсацию ценовой разницы. Но «Транснефть» на такие варианты пока не соглашается. Там заявляют, что это возможно лишь в том случае, если объемы экспорта азербайджанской нефти будут доведены до 5 млн. тонн в год. А поскольку у ГНКАР в настоящее время свободных объемов нефти нет, получается замкнутый круг.
Правда, по мнению подавляющего большинства экспертов, афишируемая сейчас непривлекательность северного маршрута для Баку обусловлена не только и даже не столько тарифной несговорчивостью «Транснефти». Дело в том, что уже осенью этого года ожидается ввод в эксплуатацию основного экспортного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) мощностью более 50 млн. тонн в год. На начальном этапе заполнить его будет непросто. Поэтому в Баку задались целью изыскать дополнительные объемы нефти для нормального функционирования нового трубопровода, который с экономической точки зрения не будет иметь серьезных конкурентов. А это фактически ставит крест на поставках азербайджанской нефти по трубопроводу Баку–Новороссийск. В лучшем случае северный маршрут станут использовать для работы в реверсном режиме. Об этом, кстати, уже говорят открыто. Недавно представители британской компании BP, являющейся соучредителем российской компании ТНК–BP, заявили, что нефть, добываемую в России, они планируют экспортировать по БТД и использовать для этого трубопровод Новороссийск–Баку.
Тем временем источник в ГНКАР на условиях конфиденциальности сообщил «НГ», что интерес к реверсному использованию трубопровода Баку–Новороссийск с дальнейшим выходом по БТД к Средиземному морю проявляют и другие российские компании. Очевидно, этот маршрут и в самом деле будет иметь экономические преимущества. Поэтому реальными становятся два варианта: трубопровод Баку–Новороссийск либо будет работать в реверсном направлении, либо его фактически выведут из игры и он станет всего лишь запасным маршрутом для экспорта каспийской нефти.
Эксперт ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров подтвердил «НГ», что северный маршрут может перестать работать в прежнем режиме как коммуникация ГНКАР уже в апреле. По его словам, это связано прежде всего с предстоящим пуском трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан. «Речь идет о том, что в перспективе нефть в трубу Баку–Новороссийск поступать не будет, тем самым этот трубопровод станет омертвленным активом. Для России это, конечно, плохо, поскольку «Роснефть» лишится весьма серьезных доходов от транспортировки азербайджанской нефти», – сказал «НГ» Валерий Нестеров.
Другой аспект возникающей для России проблемы выделяет директор Института политических исследований Сергей Марков. «В данном случае Азербайджан не просто приостанавливает переброс своих нефтересурсов на север, а постепенно начинает внедрять южный вариант транспортировки с выходом на Средиземное море. В этом смысле нефтепровод Баку–Тбилиси–Джейхан имеет не только экономическое, но и политическое значение. Его строительство – это начало диверсификации всей системы трубопроводов. Северный, российский маршрут будет потихонечку замораживаться. Чтобы не допускать подобного в будущем, Россия должна прежде всего подумать об усилении своего влияния в странах СНГ, в бывших соцстранах, в той же Турции», – сказал он «НГ».
А вот в Минпромэнерго РФ ситуацию с нефтепроводом Баку–Новороссийск комментировать не стали, аргументировав свой отказ тем, что «никаких официальных документов с азербайджанской стороны на этот счет пока не поступало». В то же время высокопоставленный источник в Минпромэнерго сказал «НГ», что, по его мнению, «труба сухой не останется».
═
Баку–Москва