– Лизинг – достаточно новое явление на российском рынке. Как давно он начал развиваться?
– Выход в сентябре 1994 года указа президента России «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» был неизбежен. Для России с ее низкой (на тот момент) бюджетной дисциплиной, ужасным уровнем платежеспособности субъектов экономической деятельности всех видов собственности, неразвитой банковской системой механизм лизинга был чуть ли не идеальным для реализации программ господдержки отечественного товаропроизводителя. Мы не зря говорим, что лизинг – это один из самых защищенных инвестиционных видов деятельности. В основные фонды лизингополучателя вкладываются не деньги (которые он может тут же потратить на другие цели), а само оборудование. Причем оборудование остается в собственности того, кто его предоставил. За указом вышло постановление правительства, утвердившее положение о лизинговой деятельности. В 1998 году президент России подписывает Закон «О лизинге», а в 2002 году вступила в силу новая редакция закона, теперь он имеет название Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)». Сегодня можно с уверенностью сказать, что в России сложилась индустрия лизинговых услуг. Если в 1994 году насчитывалось не более 15 лизинговых компаний, то уже на начало 2002 года их число возросло до 2500. В ассоциации «Рослизинг» более 100 лизинговых компаний. Оборот некоторых из них ежегодно превышает 100 миллионов долларов. Совокупный объем новых профинансированных договоров лизинга, заключенных компаниями – членами ассоциации в 2003 году, превысил 1,5 миллиарда долларов. Каждый год прирост этого показателя составляет около 40%.
– Какие отрасли лидируют в сфере лизинга?
– Корпоративный инвестиционный портфель лизинговых компаний членов ассоциации более чем на четверть состоит из лизинга грузового и пассажирского транспорта (включая легковые машины). Около 30% приходится на сервисное, машиностроительное и телекоммуникационное оборудование. Лизинг недвижимого имущества в России пока не развит из-за чрезвычайно больших сроков амортизации недвижимого имущества (в России применяется ускоренная амортизация лизингового имущества с коэффициентом не более 3) и определенных проблем с переходом прав собственности на имущество и землю, на которой оно расположено.
Сегодня лизинг развит практически во всех отраслях экономики. Исключение до 2002 года составляла отрасль грузового и пассажирского железнодорожного транспорта, так как подвижной состав относился к государственной собственности. На данный момент это одно из самых перспективных и бурно развивающихся направлений деятельности лизинговых компаний. Мала пока активность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, однако с началом действия реформы этой отрасли ожидается, что положение резко изменится. Здесь объектами лизинга будут мусоровозы, уборочная техника, оборудование тепло- и энергоснабжения, вентиляции и прочее.
– В чем, на ваш взгляд, преимущества лизинга перед кредитованием и прямой покупкой оборудования?
– Основная выгода – это отсутствие единовременного капиталовложения на приобретение дорогостоящего оборудования. Имущество, получаемое по лизингу, не оплачивается заранее в полном объеме. Оплата лизинговой сделки производится в течение длительного срока, что позволяет предприятию делать выплаты, в том числе и из средств, полученных в результате эксплуатации имущества, приобретенного по лизингу. В последнее время появилась устойчивая тенденция к снижению авансовых платежей до 10–15%.
Размер и частота лизинговых выплат всегда устанавливается индивидуально, они зависят как от индивидуальных возможностей лизингополучателя, так и от особенностей эксплуатации приобретенного оборудования или имущества. По желанию лизингополучателя он не проводит трудоемких операций по приобретению и доставке имущества, поскольку все операции по закупке, установке, доставке и налаживанию оборудования, обучению персонала берет на себя лизинговая компания, что экономит финансы лизингополучателя на транзакциях и административных расходах.
С лизингом связаны также и определенные налоговые преимущества. Прежде всего лизинговое оборудование не облагается налогом на имущество, если находится на балансе у лизингодателя. Кроме того, платежи по операции лизинга в полном объеме относятся на себестоимость продукции, за счет чего можно уменьшить размер налогооблагаемой прибыли.
И, наконец, как это с самого начала должно быть предусмотрено лизинговым договором, существует возможность выбора: можно выкупить оборудование по остаточной стоимости. Эта стоимость будет значительно ниже по сравнению с договором простой аренды с последующим выкупом имущества. Дело в том, что в случае лизинга стороны договора по закону вправе применять коэффициент ускоренной амортизации, но не более 3. Можно продлить соглашение лизинга. Иногда компании, работающие в интересах крупного поставщика оборудования, предпочитают оставлять оборудование у себя после окончания договора лизинга, а лизингополучатель получает в лизинг новое, цена которого уменьшается на величину той самой остаточной стоимости, что облегчает принятие решения по реконструкции и развитию производственной базы предприятия. Это так называемый «револьверный лизинг».
В своей совокупности эти особенности финансовой аренды (лизинга) облегчают задачу получения кредитных ресурсов на более длительный срок и меньшие проценты, снижают инвестиционные риски. Эти же особенности помогают лизинговым компаниям работать с зарубежными банками или другими инвестиционными институтами, привлекать инвестиции в российскую экономику на более выгодных по сравнению с российскими условиях.
– Каковы на сегодня объемы лизинговых услуг в России, какова их доля в общем объеме инвестиций у нас в стране и за рубежом?
– Объемы ежегодно заключаемых профинансированных лизинговых договоров за последние три года возрастают в среднем на 40%. По сравнению с 2001 годом (1,7 миллиарда долларов) этот показатель вырос почти в 2,9 раза в 2004 году и составил по итогам работы компаний за 9 месяцев прошлого года – 5 миллиардов долларов (по данным агентства «Эксперт РА»).
Как и во всем мире, развитие лизинга во многом зависит от развития экономики страны в целом, особенно ее инвестиционной составляющей. За последние пять лет (после дефолта 1998 года) наблюдается устойчивый прирост инвестиций в основной капитал экономики России (8–11% ежегодно). Как видно, прирост инвестиций по лизингу опережает средние темпы прироста инвестиций в 4 раза. Такие темпы могут сохраниться еще 3–4 года. Затем мы придем к общеевропейским цифрам – 4–5% в год. Что не исключает, однако, ускоренного роста в отдельных секторах лизинга: автомобильный транспорт, строительство, дорожное строительство, авиаперевозки. Лизинг автомобильного транспорта сегодня по количеству сделок достигает 30%, а по объемам инвестиций – 25%. В будущем первый показатель останется на прежнем уровне, а объемы могут вырасти до 40–50% (включая железнодорожный, морской и речной транспорт). Ориентиром для нас может служить место лизинга в таких странах, как Германия, Великобритания.
Если говорить о лизинге недвижимости, то это еще один сектор, который ждет своего часа. Пока здесь ускоренно развивается такой инвестиционный институт, как ипотека. Возможно некоторое развитие муниципального лизинга, где в качестве залога используются статьи пополнения бюджета за счет местных налогов. Важно, чтобы такие залоги принимались кредитующими банками.
Число профильных лизинговых компаний вырастет незначительно (может быть, до 700–800). Уже сейчас наблюдается процесс концентрации капитала лизинговых компаний, на рынке появляются группы лизинговых компаний, объединенных в корпорацию. Это естественный процесс для всего мира.
Сохранится участие государства в формировании рынка лизинга в сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте, дорожном строительстве, авиастроении. Усилится конкуренция на рынке – как за счет возросшего числа лизинговых компаний, так и за счет прихода на российский рынок зарубежных компаний.