Инфраструктура страхового рынка в России уже сложилась. Тем не менее его пока нельзя назвать зрелым и стабильным. Весь прошлый год многие страховые компании лихорадило. 17 января 2004 года вступила в силу новая редакция Закона «Об организации страхового дела», а уже к лету были отозваны лицензии более чем у 200 компаний, чей уставной капитал не соответствовал требованиям законодательства. Продолжилось активное развитие региональных сетей крупных компаний и поглощение мелких. Так что концентрация страхового рынка возросла, а капитализация компаний повысилась.
Однако у страховщиков нет единого мнения относительно итогов прошлого года. Генеральный директор РОСНО Леонид Меламед считает, что 2004 год был годом большого роста. «Он не был революционным, скорее – ровным и позитивным. Не было потрясений, все исполняли свои обязательства перед клиентами. Новый надзорный орган – Федеральная служба страхового надзора (ФССН) – сделал шаги в сторону оздоровления рынка: ужесточил требования к компаниям, тем самым усилив безопасность страхователей. Результатом этого стал уход с рынка компаний, фактически не проводивших операции по страхованию», – говорит он.
С ним солидарна и президент Городской страховой компании Ирина Люшня: «Итоги 2004 года показывают стабильный рост объемов страхового рынка и его перспективность. Главный положительный итог, успешная работа страховых компаний по реализации закона ОСАГО, несмотря на жесткие условия, в которые компании были поставлены».
Председатель совета директоров Чешской страховой компании Михал Хаусер полагает, что страховой рынок России пока находится в стадии поисков: «2004 год можно считать очередным этапом на пути реформ российского страхового рынка, как с точки зрения изменений нормативной базы, так и с позиций развития самого рынка». А генеральный директор Московской страховой компании (МСК) Юрий Горбатов считает, что итоги прошлого года сложно оценить однозначно: «С одной стороны, прирост общероссийской премии в 9% был обеспечен прежде всего за счет ОСАГО, но он оказался меньше уровня инфляции. Учитывая, что рост премии без ОСАГО еще меньше (2,4%), речь может идти о спаде страхового рынка. Однако, с другой стороны, уменьшился объем «зарплатных» схем, о чем свидетельствует снижение на 31,6% премии по страхованию жизни. Несмотря на то что часть налогосберегающих схем стала реализовываться через иные варианты страхования, все же в 2004 году доля операций по реальному страхованию увеличилась».
═
Размеры траховых премий и траховых выплат в 2004 году (в млрд.руб.)
═
Главной проблемой страхового рынка почти все эксперты называют слабую законодательную базу. «После вступления в силу новой редакции Закона «Об организации страхового дела», – говорит Юрия Горбатов, – ФССН и страховщики потратили немало времени и сил на толкование неоднозначных положений и лоббирование поправок в этот закон». На несовершенство нормативной базы ссылается и Ирина Люшня: «Явные ошибки и невнятные толкования касались и разделения бизнесов «жизнь – не жизнь», и процедуры увеличения уставного капитала, и слияния компаний, и лицензирования перестрахования. Хотелось бы видеть правовое поле, в котором мы работаем, четким, понятным и предсказуемым».
По мнению Михала Хаусера, перед страховщиками стоит и другая, не менее важная задача – необходимо преодолевать недоверие населения к страхованию, особенно долгосрочному. «В России более охотно вкладывают свои средства на краткосрочные потребности, вместо долговременных инвестиций на будущее, – говорит он. – Охотнее страхуют дачу или авто, чем заключают договор долгосрочного страхования жизни».
По данным соцопроса, проведенного в прошлом году ВЦИОМом, выяснилось, что половина россиян вообще не пользуется никакими страховыми услугами. Популярными видами добровольного страхования охвачено всего 10% российских граждан, и лишь 17% имеют полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Основные причины такого отношения к страховым услугам, по данным опроса, – недоверие населения к страховым компаниям, высокая стоимость страхования и отсутствие необходимости страхования. А главное требование, которое граждане предъявляют сегодня к страховщикам, – гарантированность выплат.
По данным ФССН, основная доля рынка приходится сегодня на добровольные виды страхования – 67,9%. В секторе обязательного страхования 10,4% занимает ОСАГО. Именно полисы ОСАГО, по информации МСК, самые популярные у столичных жителей. «Хотя слово «популярный», – добавляет Юрий Горбатов, – не очень подходит к обязательному виду страхования, который многими воспринимается как налог. Скорее это наиболее массовый вид. На втором месте – страхование автомобилей. На остальные виды страхования приходятся гораздо более скромные объемы премии. В Московском регионе, где уровень доходов традиционно выше, активно развивается страхование имущества, в российских регионах – страхование от несчастных случаев». По словам Юрия Горбатова, перспективным по-прежнему считается страхование жизни, а реформа ОМС может вызвать рост премии по добровольному медицинскому страхованию.
По мнению Леонида Меламеда, в этом году продолжится усиление контроля над платежеспособностью страховщиков, структурой и качеством их активов, а среди страховых компаний развернется борьба за рынки страхования жизни. Именно этот сегмент российского рынка, по мнению члена совета директоров Чешской страховой компании Иржи Рудольфа, пока находится в самом начале своего развития, и интерес к нему будет расти.
═
Структура страхового рынка в 2004 г.
═
Еще несколько лет назад все спорили о том, что будет с отечественными страховщиками, если допустить на рынок иностранные компании. Сегодня эти страсти улеглись. Страховой рынок достаточно открыт для иностранных компаний, и те из них, для кого он интересен, уже работают на нем, имея доли в российских компаниях. Теперь вопрос стоит иначе: как скажется на страховом рынке вступлением России в ВТО, сколько новых компаний выйдет на наш рынок и как это повлияет на его структуру? Сегодня закон ограничивает присутствие западного капитала на нашем рынке – доля иностранных компаний в совокупном уставном капитале всех страховых компаний не должна превышать 25%. Но это ограничение вряд ли остановит конкуренцию. То, что она усилится, не вызывает сомнения. Хотя понятно, что и наш рынок успел накопить определенный запас прочности. По мнению Юрия Горбатова, западным компаниям не удастся быстро создать региональные сети в России, поэтому у российских страховщиков еще есть время, чтобы подготовиться к усилению конкуренции при открытии рынка.
«С вступлением в ВТО конкуренция, несомненно, обострится, – считает гендиректор СК «СОГАЗ-Жизнь» Нина Смирнова. – Крупные западные страховые компании имеют больший опыт работы в этой сфере, и, следовательно, у них больше конкурентных преимуществ. Иностранных страховщиков привлекает долгосрочное страхование жизни – «длинные деньги», которые накапливаются в течение 20 лет и больше, и остается пожелать, чтобы собранные ими деньги инвестировались в экономику нашей страны».
Ирина Люшня убеждена, что страховой рынок не испытывает пока заметного давления со стороны западных страховых компаний, так как рисковые виды для них не особенно интересны, а страхование жизни пока еще не востребовано основной массой наших граждан.
«В России в том или ином виде уже работают западные страховые компании, – говорит Леонид Меламед, – причем крупные. Конкурировать с ними на равных, смогут только крупные российские страховщики, располагающие достаточными финансовыми возможностями». По его мнению, присутствие иностранных компаний создаст здоровую конкуренцию, которая будет стимулировать компании к тому, чтобы предоставлять потребителям более качественные услуги.
Свой прогноз событий предлагает и Михал Хаусер: «Если говорить о конкурентоспособности российских компаний, это будет трудный процесс. Разделение рынка на российские и иностранные компании будет слишком простым решением этой проблемы. Можно предположить, что ряд региональных страховых компаний прекратят свое существование, потому что не смогут соответствовать требованиям постоянно меняющихся нормативных условий. Успешные крупные фирмы будут присоединять к себе маленькие компании. К таким методам обратятся и иностранные компании, которые смогут выстраивать свою стратегию не на пустом месте, а купив паи уже существующих российских фирм, и таким образом получать возможность приобрести лицензии и конкретный портфель продуктов для своей дальнейшей активной деятельности. Будут существовать – и уже существуют – успешные совместные предприятия, которые могут стать весьма конкурентоспособными».