Реконструкция МКАД повлекла за собой немало денежных скандалов. О том, сколько их будет при реализации новых московских дорожных проектов, можно только догадываться.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)
Последние два дня в Центре стратегических разработок шла активная дискуссия с участием представителей Министерства транспорта и Всемирного банка о перспективе государственно-частных партнерств (ГЧП) в транспортном секторе. Как отметил во вступительном слове министр транспорта России Игорь Левитин, «государственно-частное партнерство давно зарекомендовало себя во всем мире как эффективный и гибкий механизм привлечения частных инвестиций к финансированию общественно значимых капиталоемких объектов». По словам министра, Россия делает только первые шаги в этом направлении. Развивать ГЧП особенно важно именно в транспортной отрасли, поскольку она «напрямую влияет на эффективность и конкурентоспособность большинства хозяйствующих субъектов и создает базу для ускорения экономического роста».
Не секрет, что сейчас в России уровень финансирования транспортной инфраструктуры не отвечает макроэкономическим и социальным потребностям развития страны. «Сегодня объем инвестиций в инфраструктуру транспорта едва превышает 2% ВВП, в то время как в большинстве других стран мира этот показатель составляет не менее 4%», – сказал Игорь Левитин. Мировой опыт показывает, что в условиях ограниченности бюджетных ресурсов одним из эффективных инструментов обеспечения финансовой базы транспортной инфраструктуры являются механизмы ГЧП. Независимые экспертные оценки показывают, что потенциальная емкость рынка частных инвестиций в этой сфере оценивается на уровне 10–12 млрд. долл. в год. При этом, по оценкам Всемирного банка, которые озвучила на семинаре директор ВБ по России Кристалина Георгиева, общая потребность транспортного сектора в инвестициях составляет 20 млрд. долл. в год. По словам Игоря Левитина, Минтранс учел исключительную важность диверсификации источников финансирования транспортной инфраструктуры и в связи с этим внес необходимые коррективы в Транспортную стратегию и федеральную программу «Модернизация транспортной системы России». Сейчас министерство готовит подробный список инфраструктурных проектов, в реализации которых будет участвовать частный капитал.
Приоритет при этом отдается развитию платных дорог, сказал советник министра транспорта Александр Носов. По его словам, это направление для России особенно актуально, поскольку 60% федеральных дорог не соответствуют нормативным требованиям. Особенно удручающая ситуация сложилась в дорожном хозяйстве Санкт-Петербурга и Москвы. По данным Минтранса, в реконструкции нуждаются не менее 30% федеральных дорог и 15% мостовых сооружений. Александр Носов утверждает, что в результате опроса выяснилось, что 80% респондентов-автолюбителей готовы вносить умеренную плату за пользование качественными дорогами. Это значит, что платные автомагистрали в России имеют будущее. В перспективе Минтранс готов привлекать к развитию этих объектов до 3 млрд. долл. частных инвестиций в год. Министерство уже определило несколько дорог, на которых будет задействована система финансирования ГЧП. В первую очередь это скоростная магистраль Москва–Санкт-Петербург протяженностью 650 км. Предполагаемый объем инвестиций здесь составит 6,5 млрд. долл., а предполагаемый срок строительства – 4,5 года.
Еще более затратным станет строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), основная цель которой – разгрузить улицы Москвы от складов и большегрузных машин. В это сооружение планируется вложить около 8 млрд. долл. Реконструкция подъезда к аэропорту «Домодедово» потребует 93 млн. долларов вложений и будет завершена к 2007 году. Срок окупаемости дороги составит 9 лет. По замыслу Минтранса, все 93 млн. должны быть предоставлены частными инвесторами, поскольку они пойдут на реконструкцию, строилась же дорога в свое время на государственные деньги.
Чиновники Минтранса с полной ответственностью заявили, что при реализации первых проектов все риски государство возьмет на себя. Такова мировая практика, сказал Александр Носов.