ЮКОС попросил федеральный суд по банкротствам штата Техас вернуться к рассмотрению его иска о банкротстве. Ранее судья Летиция Кларк приняла решение, что суд не вправе рассматривать иск компании. Однако руководство ЮКОСа уверено, что данный вердикт ошибочный. «Прискорбно, что суд удовлетворил ходатайство Deutsche Bank о прекращении дела. Совершенно очевидно, что ЮКОС, наши акционеры, кредиторы и работники будут в лучшем положении, если мы сможем продолжать дело о банкротстве в американском суде», – говорится в заявлении главы компании Стивена Тиди. Зампред правления ЮКОСа Александр Темерко заявил Интерфаксу, что решение суда «намек на то, что цивилизованный мир предлагает нам найти компромисс с российским правительством».
Реакция победившей стороны – Deutsche Bank – была ожидаемой. Адвокат банка Хью Рей заявил, что решение «хорошо продуманное и тщательно обоснованное». По его мнению, это решение может стать прецедентом для подобных дел.
Стоит напомнить, почему немецкий банк стал оспаривать иск ЮКОСа. Как известно, нефтяная компания подала иск в американский суд, чтобы помешать продаже своей «дочки» – «Юганскнефтегаза». Суд вынес решение – приостановить все операции с активами ЮКОСа. Deutsche Bank же собирался кредитовать «Газпром», планировавший купить «Юганск». Решение суда ударило по банку и нанесло, по мнению его представителей, финансовый ущерб. Стоит также отметить, что немецкие компании очень активно работают сегодня в российском ТЭКе, имея особо тесные контакты с «Газпромом».
Решение американского суда не в пользу ЮКОСа является безусловной победой не только немецкого банка и «Газпрома», но и российских властей, которые многократно заявляли, что «дело ЮКОСа» находится исключительно в юрисдикции РФ. Между тем ЮКОС продолжит преследование властей нашей страны, но уже в европейских судах. На очереди разбирательство по иску компании к правительству РФ в рамках Энергетической хартии с требованием возместить 28,3 млрд. долл. причиненного ущерба. Правительство пока никак не отреагировало на это дело, однако сделать ему это придется до конца марта. В противном случае слушания начнутся без представителей официальной Москвы.