Взгляд Михаила Фрадкова на работу своих подчиненных критичен.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Михаил Фрадков, проработав председателем правительства около года, похоже, начинает постепенно забирать «бразды правления» в свои руки и избавляться от пренебрежительного «технический премьер». Фрадков перешел в открытое наступление на принципы экономической политики, которые пропагандирует Минэкономразвития и Минфин, в результате чего многие заговорили о глубоком конфликте премьера с Германом Грефом и Алексеем Кудриным. Кроме того, глава правительства недоволен тем, как Минфин выстраивает бюджетное планирование, и собирается лично возглавить это ключевое направление. При этом, как стало известно «НГ», Михаил Фрадков перестал полагаться только на предложения МЭРТа и Минфина и решил усилить роль аппарата правительства, который будет активно участвовать в разработке программ и законопроектов. Стоит отметить, что именно к этому в конечном итоге пришел и экс-премьер Михаил Касьянов, превратив аппарат правительства фактически во второй кабинет министров.
Что касается конфликта, то, как сообщил корреспонденту «НГ» высокопоставленный источник в кабинете министров, премьер-министр Михаил Фрадков категорически отказывается оценивать возникшие в последнее время проблемы с Алексеем Кудриным и Германом Грефом как конфликт. Для министров это означает, что никаких «оргвыводов» не последует. «Премьер, – подчеркнул наш собеседник, – с большой симпатией относится к Герману Грефу и ценит его способности». А потому готов прощать министру некоторую увлеченность глобальными проектами, которые подчас отодвигают на задний план более земные задачи.
Хотя председателя правительства не устраивает превратившаяся уже в хроническую неисполнительность главы МЭРТа. Напомним, что за последний год ведомство Германа Грефа действительно не сумело справиться в срок с многими важными задачами. Наглядный пример – программа социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу, на прошлой неделе вторично возвращенная в МЭРТ для доработки. И это не единственный прокол. «Отложена стратегия развития банковского сектора, Лесной кодекс тоже отправлен на доработку», – напомнил просчеты Михаил Фрадков на последнем заседании правительства. Впрочем, глава Минэкономразвития претензии в свой адрес не принимает. На недавнем брифинге он так и заявил, что при известном чиновничьем рвении в работе над хорошим документом «арабского скакуна запросто можно превратить в верблюда». Намек более чем прозрачен, однако, как сообщил наш источник в Белом доме, в правительстве эту колкость как бы пропустили мимо ушей. А что до «арабских скакунов», то от Германа Грефа они пока их не видели, но готовы к конструктивному сотрудничеству, отмечает источник.
Противоречия с Минфином на первый взгляд не такие острые. Но премьер-министр решил возглавить межведомственную комиссию по бюджетному планированию, что ознаменовалось выяснением отношений с главой Минфина Алексеем Кудриным, которому было доходчиво разъяснено, что отныне это будет компетенция председателя правительства. По словам нашего источника, шаг этот вынужденный. Кабинет министров сделал должные выводы из уроков последних лет, когда к концу года «нас накрывала волна дополнительных доходов (около 20% в 2004 году) и в пожарном порядке приходилось предпринимать экстренные меры, чтобы предотвратить негативные последствия для экономики». «Издержки эти были неизбежны, поскольку бюджетным процессом руководил Минфин. А у него несколько иные цели и задачи, которые не всегда стыкуются с интересами экономики», – пояснил наш собеседник. Михаил Фрадков будет стремиться сменить приоритеты, поставив во главу угла не проведение жесткой монетарной политики, а конечные результаты в развитии отраслей промышленности.
От Минфина в этой связи премьер-министр требует повысить качество налогового администрирования, причем, подчеркивает он, речь не идет о репрессиях. «Дело в том, – признался наш источник в правительстве, – что сегодня мы не располагаем сколько-нибудь достоверными данными об уровне собираемости налогов. Вот Кудрину и дано поручение проанализировать и улучшить деятельность налоговых органов». По сведениям нашего собеседника, Михаил Фрадков вовсе не настаивает на непременном снижении НДС до 13%, чему противится министр финансов. Прежде чем определиться окончательно, он распорядился просчитать все позитивные и негативные последствия этого шага. В то же время премьер, демонстрирующий больший либерализм в экономической политике, чем Алексей Кудрин, убежден, что если не снижать существенно НДС, ограничившись 1–2%, то от этой затеи вообще лучше отказаться.
Исправить положение дел с экономической политикой, считают на Краснопресненской набережной, можно, активнее задействовав потенциал аппарата правительства. По данным нашего источника, Михаил Фрадков считает впредь нерациональным держать свой аппарат только в качестве технического персонала. Теперь помимо экспертиз проектов документов и прочей рутинной работы чиновники должны принимать деятельное участие в разработке программ, законопроектов и т.п. Вряд ли это обрадует Грефа с Кудриным и сделает их отношения с премьером проще, но, может быть, какие-то свежие идеи, которые могут помочь экономике, появятся.