Виктор Христенко не смог помочь своему индийскому коллеге.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вчера в Москву прибыл с визитом министр нефти Индии Шанкар Айяр. Его главной целью являются переговоры с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером, главой «Роснефти» Сергеем Богданчиковым и руководителем Минпромэнерго Виктором Христенко о покупке доли в «Юганскнефтегазе» и еще примерно 20 нефтегазовых проектах. Вчера Шанкар Айяр договорился о сотрудничестве с Миллером, а встреча с Виктором Христенко не состоялась, поскольку, как сообщил «НГ» источник в Минпромэнерго, министр заболел. Между тем переговоры с российским коллегой имеют для Шанкара Айяра принципиальное значение, поскольку государство является владельцем и «Роснефти», и «Газпрома» и без его ведома «Юганск» не продадут.
У Виктора Христенко особая роль в деле «продажи» активов ЮКОСа. Он был первый, кто сообщил о том, что купленный «Роснефтью» «Юганскнефтегаз» будет, вероятно, выведен в отдельную компанию, 20% в которой будет предложено Китайской национальной нефтекомпании. Позже выяснилось, что китайцы заключили с «Роснефтью» контракт на поставки нефти, по которому совершили предоплату в 6 млрд. долл., после чего многие эксперты посчитали их выбывшими из борьбы за долю в «Юганске». Из реальных претендентов, которые открыто выражали свое намерение «прикупить немного ЮКОСа», осталась только Индия. Речь идет о 15–20% акций по цене около 2 млрд. долл. («Роснефть» купила «Юганскнефтегаз» за 9,4 млрд. долл.) Приобрести этот пакет готова индийская компания ONGC.
Аналитики объясняют интерес Индии к активам ЮКОСа стремлением обеспечить себе гарантии поставок нефти. «Потребности Индии в нефти растут очень высокими темпами – страна большая и активно развивается. Наряду с Китаем Индия явилась одним из мощных факторов роста мировых цен на нефть, – отмечает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. – Если Китай сам обеспечивает себя нефтью примерно наполовину, то Индия – приблизительно на 30%. За последние 10 лет добыча Индии росла примерно на 2,4% в год, а потребление – на 6,1%. Так что Индия еще больше, чем Китай, заинтересована в российской нефти. Так же, как и Китай, она покупает сырье в основном на Ближнем Востоке и заинтересована в снижении поставок нефти из одного источника».
«Индия покупает сейчас все и везде. Я бы не стал говорить, что она так уж настроена именно на покупку части «Юганскнефтегаза», – сказал «НГ» аналитик ИК «Атон» Дмитрий Лукашов. – Известно, что она заинтересована и в нефтегазовых проектах Казахстана – Курмангазы, например (накануне визита в Москву Шанкар Айяр побывал в Казахстане. – «НГ»). Индии просто нужны резервы, какая-то гарантия поставок нефти, а миноритарные пакеты дают такую гарантию. Именно поэтому Индия готова даже на покупку не очень большого пакета «Юганскнефтегаза». В то же время, «как и любая другая международная нефтяная компания, индийская – в случае покупки упомянутого пакета – столкнется с определенными юридическими последствиями из-за Хьюстонского суда», отмечает аналитик. Сегодня Шанкар Айяр встречается с Сергеем Богданчиковым. Помимо сахалинских проектов, где сотрудничают «Роснефть» и ONGC, будет обсуждаться и покупка доли в «Юганскнефтегазе».