Новый Жилищный кодекс отменил обязательное нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью, в том числе и ипотечных. По мнению законодателей, административный барьер, тормозивший развитие ипотеки, теперь устранен: покупка квартиры с помощью ипотечного кредита с этого года станет дешевле, а заключать договор с банком будет проще.
Государство, по существу, разрешило гражданам самим договариваться друг с другом и самим составлять договоры в простой письменной форме. Впрочем, и расплачиваться за свою юридическую неграмотность в случае конфликта они будут потом тоже самостоятельно. Может получиться так, что, сэкономив на пошлине нотариусу, гораздо больше можно потерять в будущем, оплачивая услуги адвоката и судебные издержки.
О том, что нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью отменять не стоило, говорят и сами нотариусы. В данном случае вряд ли они это делают исключительно из корыстных мотивов. Президент Федеральной нотариальной палаты России Евгений Клячин убежден, что отмена обязательного нотариального удостоверения – серьезная ошибка. Это не удешевит ипотеку, а разрушит систему комплексной защиты прав заемщиков.
«Да, нотариальное удостоверение сделки – некий административный барьер, но это тот барьер, который помогает обеспечить защиту, – считает Евгений Клячин. – Прежде чем отменить такой барьер, законодатели должны были тщательно просчитать, а не будут ли ущемлены права граждан. Отказавшись от обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью, государство, по сути, бросило людей на произвол судьбы, оставило один на один с еще несовершенным рынком. И это в стране, где практически все население юридически безграмотно. Что такое ипотечный кредит, каких формулировок в договоре лучше избегать, какие здесь есть подводные камни? Задача нотариуса – ответить на все эти вопросы, объяснить людям смысл и значение того, что они делают, предупредить о последствиях той или ной сделки. Да еще и проверить, насколько дееспособны и правоспособны лица, заключающие договор. Причем нотариус несет полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности, тем самым страхуя законность сделки». Без профессионального юридического сопровождения, по мнению Евгения Клячина, человек оказывается в неравных условиях с банком, который имеет собственную юридическую службу.
Не заменит нотариуса и государственная регистрация сделки, которую предусматривает закон об ипотеке. Именно на нее ссылались противники обязательного нотариального удостоверения: нет смысла проводить сразу две проверки, на это уходит много времени, тратятся дополнительные средства. Но государственная регистрация не предусматривает ни консультирования, ни проверки дееспособности сторон.
«Нотариусы – это юристы предупредительного правосудия, – считает Евгений Клячин. – Если договор удостоверен нотариусом, то больше вероятность, что в дальнейшем не придется судиться. У нас нет пока полной статистики, но те исследования, которые мы проводили своими силами, говорят, что процент споров по сделкам с недвижимостью, не удостоверенным нотариусом, а заключенным в простой письменной форме, существенно выше, чем по сделкам, удостоверенным нотариусом».
Есть такая пословица: «Когда нотариус работает, суд отдыхает». Это подтверждает опыт многих европейских государств. В странах с развитым нотариатом и обязательным удостоверением договоров нотариусом судебные издержки составляют в среднем 0,6 процента от ВВП. Это в 10 раз меньше, чем в государствах, где подобной системы не существует.