«Произошедшие за последнее время события усилили сомнения относительно приверженности правительства проведению рыночных реформ и – справедливо это или нет – поставили вопрос об угрозе усиления государственного вмешательства в экономику» – такой вывод содержится в заключении миссии Международного валютного фонда (МВФ), которая работала в Москве 10–16 февраля. «С точки зрения миссии, решительное проведение давно назревших структурных реформ, в том числе административной реформы и реформы гражданской службы, а также гарантии того, что органы налоговой администрации и другие государственные органы действуют на основании прозрачных и справедливых принципов, являются важнейшим фактором обнадеживания инвесторов и восстановления темпов экономического роста», – отмечают эксперты Фонда.
Другая часть рекомендаций МВФ должна весьма понравиться Минфину – эксперты Фонда полагают, что надо повысить «потолок поступлений в Стабилизационный фонд от реализации нефти, которые не должны использоваться» (сейчас его уровень не должен быть меньше 500 млрд. руб.), и складывать туда финансовые излишки, которые предлагается тратить исключительно на погашение внешнего долга. Кроме того, в МВФ считают, что не стоит наращивать расходы бюджета и снижать налоговые ставки, и отмечают необходимость укрепления рубля в целях борьбы с инфляцией. Все это активно продвигает и глава Минфина Алексей Кудрин.
Миссия Фонда особо отмечает свою обеспокоенность ростом социальных расходов. Это, по мнению экспертов, может привести к снижению профицита бюджета, росту доли потребления в расходах экономики и инфляции. Пока дополнительные расходы покрываются поступлением средств от продажи «Юганскнефтегаза» (получено свыше 200 млрд. руб.), но в будущем ситуация может ухудшиться. «Становится чрезвычайно важно противостоять новым инициативам по расходованию дополнительных поступлений от реализации нефти и не рассматривать дальнейшие поправки к закону о бюджете на 2005 год», – говорится в тексте заключения миссии Фонда.
Что касается налогов, то МВФ советует заниматься не снижением, а улучшением их администрирования. «Реформа НДС (напомним, что сейчас обсуждается возможность снижения этого налога с 18 до 16% и даже 13%. – «НГ») должна иметь нейтральные последствия для доходов бюджета. Потеря доходов от снижения максимальной ставки налога может быть компенсирована за счет унификации ставок налога или ликвидации льготных ставок. Миссия полагает, что основной задачей налоговых реформ в настоящее время должно стать улучшение налогового администрирования, а не снижение ставок налогов», – говорится в заключении.
Что касается кредитно-денежной политики, то в Фонде считают, что «если Центральный банк России не ослабит влияния на иностранные валюты и не позволит курсу рубля укрепляться быстрее в случае несоблюдения заложенных параметров по инфляции, то инфляция в 2005 году вряд ли снизится».
Между тем политика отсутствия масштабных госинвестиций и ослабления налогового бремени уже сегодня встречает жесткое противодействие в правительстве РФ. Представители ведомств экономического блока (Минэкономразвития и Минпромэнерго) говорят о необходимости вкладывать деньги в инфраструктуру, инновационные проекты. Замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин предлагает поддерживать экспортеров и т.д. Кроме того, многие эксперты в России подчеркивают также, что укрепление рубля вряд ли поможет сдержать инфляцию, поскольку она вызвана факторами не денежного характера, а ростом тарифов. Но зато это укрепление нанесет (и уже наносит) серьезный удар по отечественной промышленности, так как создаст ценовые преимущества импорту.
Так что если в части инвестиционного климата рекомендации Фонда можно признать справедливыми и необходимыми, то прочие утверждения выглядят весьма спорными и по-прежнему исходят из попыток западных экономистов навязать нам некие универсальные рыночные концепции, которые якобы позволяют управлять любой экономикой путем регулирования макроэкономических показателей. На деле же зачастую оказывается, что это просто попытки ослабить конкурентов и создать преимущества собственным компаниям на чужих рынках.