Нефтяные биржи в последние два торговых дня вели себя нетипично – на ценообразовании в кои-то веки никак не сказывалось состояние коммерческих запасов нефти в США. Несмотря на официальные сообщения Министерства энергетики о том, что в результате роста импорта топливные запасы в Америке существенно увеличились, цены на нефть продолжили движение вверх и достигли двухнедельного рекорда. Мартовская стоимость американской легкой нефти Light Sweet достигла 48,33 долл./барр., прибавив в цене 1 доллар и 7 центов. Торги на бирже в Лондоне закончились тем, что баррель смеси Brent в контрактах на апрель вырос на 76 центов – до 46,15 долл.
Одной из причин подорожания на этот раз скорее всего стало ожидание участниками рынка мартовского решения Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) относительно сокращения производства и поставок нефти. Напомним, что в конце января на конференции в Вене министры энергетики добывающих стран решили не снижать уровень добычи нефти, сочтя текущий уровень цен приемлемым. С тех пор цены выросли ненамного – в среднем на 2 долл. за баррель, однако опасения того, что в марте картель все-таки решится сократить экспорт, есть. Возможно, на этот раз обоснованием для этого шага станет не ценовая, а внешне- и внутриполитическая ситуация. Дело в том, что некоторые страны, входящие в ОПЕК, переживают серьезные проблемы, препятствующие нормальной работе нефтяного комплекса. Так, из-за теракта на магистральном нефтепроводе Ирак не может возобновить экспорт нефти через терминал турецкого порта Джейхан.
Не стоит совсем сбрасывать со счетов влияние США на нефтяной рынок. В некотором роде мы сейчас наблюдаем одновременное давление на цены как со стороны ОПЕК, так и со стороны США. Причем рыночные механизмы вроде уменьшения предложения постепенно уступают место политическим. Настроения биржевиков отнюдь не улучшились после недавних заявлений президента США заявившего, что Иран является главным в мире государственным спонсором террора, а Сирия «позволяет использовать свою территорию и районы Ливана террористам». Подобные заявления не могут вызывать у мирового сообщества оптимизма – уж больно четко рисуются их последствия. А между тем Иран занимает второе место по объемам производства нефти в ОПЕК, Сирия также является членом этой организации. В сложившейся ситуации немудрено, что цены на нефть растут.