Президент Сапармурат Ниязов готов к диалогу с Россией.
Фото Михаила Переплеснина
– Почему Туркмения сегодня поставила вопрос о повышении цены на газ, который закупают у нее Россия и Украина?
═
– Между «Газпромом» и «Туркменнефтегазом» существует долгосрочный 25-летний контракт по поставкам газа из Туркмении на территорию России и поставкам транзитом через территорию России на Украину и в Закавказье. По контракту на 2005–2006 год цена газа зафиксирована.
Между Туркменией и Украиной также существует соглашение по объему поставок на Украину в объеме 36 млрд. кубометров. С учетом общеэкономической ситуации в наших странах, мировых цен на газ и инфляционных процессов (цены на ряд продукции, поставляемой в Туркмению по бартеру в обмен на часть поставок газа, выросли), Туркмения посчитала свои ожидаемые доходы от поставок газа в Россию и на Украину и сочла для себя возможным приступить к рассмотрению ценового вопроса. Мы знаем, что в начале января прошли такие переговоры между Туркменией и Украиной, в ходе которых стороны нашли взаимоприемлемый компромисс, и цена была изменена с 44 до 58 долларов за тысячу кубов газа. И сегодня аналогично поставлен вопрос с туркменской стороны о рассмотрении ценового вопроса в нашем контракте. Сейчас идут переговоры по этому вопросу, эксперты, «Газпром» изучают эту ситуацию. Состоялся успешный визит председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера в Туркменистан, где он был принят в Ашхабаде президентом Туркменистана. И вообще экономические вопросы находятся под личным контролем президента Сапармурата Ниязова.
═
– То есть газовой войны, о которой сегодня многие говорят, не будет?
═
– Нет, речь идет исключительно о диалоге. Дискуссия правомерна, и думаю, что будут приняты решения, устраивающие обе стороны. Мы будем внимательно изучать те аргументы, те доводы, которые приводит туркменская сторона, и рассматривать возможность сближения наших позиций.
═
– Игорь Ханукович, а вообще насколько важно для нас энергетическое сотрудничество с Туркменией, может быть, не стоит так на нем акцентировать внимание, ведь у нас своих ресурсов и проектов достаточно?
═
– Это очень важный, существенный вопрос. Я считаю, что для России, в частности для «Газпрома», сотрудничество с Туркменией в газовой сфере является крайне важным и необходимым. Туркмения всегда являлась источником ресурсной базы для России и Украины. Туркменский газ постоянно учитывается в балансе «Газпрома», и у нас практически не существует сегодня альтернативы – такие огромные объемы газа, которые мы получаем из Туркмении, нельзя быстро заменить другими источниками. Мы – в хорошем смысле этого слова – обречены на успешное, взаимовыгодное сотрудничество с Туркменией. И это наша стратегическая цель, которая поддержана президентами наших стран. При их содействии был подписан упоминавшийся стратегический 25-летний контракт. И мы должны следовать духу и букве выполнения достигнутых договоренностей. Кроме того, подписан меморандум о создании совместного предприятия туркменской стороной и российскими компаниями «Зарубежнефть», «Роснефть» и «Итера». Я думаю, что и иранские коллеги будут приглашены для участия в этом проекте, поскольку они проявляют заинтересованность в этом. Мы должны стремиться к тому, чтобы в ближайшее время подписать и оформить письменно все договоренности, и этот контракт можно рассматривать как важный шаг освоения шельфовых ресурсов на Каспии. Мы так же и рассматриваем сейчас предложения туркменской стороны по наращиванию поставок нефти на Саяндинский нефтеперерабатывающий завод. Эти поставки будут идти из Сибири через Казахстан. Нефтепродукты, которые будут получаться после переработки на этом заводе, будут обеспечивать и удовлетворять потребности как на местном рынке и поставляться за рубеж, в первую очередь на территорию северного Ирана, который испытывает большой дефицит в нефтепродуктах. Мы готовы рассмотреть предложения туркменской стороны в области переработки нефти, нефтехимии, которые сейчас предлагаются Туркменией для реализации с участием иностранных инвесторов.
═
– Не помешает ли проблема неурегулированности статуса Каспийского моря разработке его ресурсной базы?
═
– Безусловно, это один из важнейших вопросов. В конце января завершилось 16-е заседание рабочей группы по выработке конвенции по статусу Каспийского моря, это заседание проходило в Ашхабаде. У нас есть ряд разногласий в подходах, я имею в виду все пять государств (Россия, Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Иран. – «НГ»). Конечно же, сегодня идет речь о разработке шельфовых месторождений, которые, бесспорно, принадлежат территориальным водам Туркмении, о разработке месторождений, которые являются так называемыми спорными, речь не идет. Работа на них должна проводиться только после полного согласования и урегулирования двухсторонних споров между этими странами. У России существуют договоренности, полностью оформленные с Казахстаном и Азербайджаном. Сегодня близки к соглашению Азербайджан и Туркмения. Практически не существует проблем между Туркменией и Казахстаном. И в дальнейшем как Туркмения, так и Азербайджан приступят к оформлению своих договоренностей с Ираном. И тогда в южном бассейне Каспия появятся возможности для того, чтобы туркменским, азербайджанским и иранским компаниям на равных условиях участвовать в разработке всех месторождений, в первую очередь нефтяных и газовых. Мы готовы принять участие в этих проектах, если эти страны сделают такие предложения российским компаниям. В первую очередь, конечно же, мы рассматриваем «Газпром», как ключевого участника, как предприятие, которое имеет огромный опыт работы на шельфе. Мы крайне заинтересованы участвовать в разработке этих ресурсов.
═
– Кто мог бы быть потребителем, покупателем тех ресурсов, которые будут добываться на Каспии?
═
– Сегодня главная задача всех компаний, предприятий, которые работают в нефтяной, газовой сфере, – это наращивание производства энергоносителей и их поставок на мировые рынки для того, чтобы сбалансировать спрос и предложение на этих мировых рынках. Второй вопрос – технический. Речь идет о маршрутах, по которым будут нефтяные и газовые ресурсы поставляться. Не скрою, и мы крайне заинтересованы, будет делаться все для того, чтобы такие маршруты пролегали через территорию России. В первую очередь по соображениям экономической эффективности. Но если к этим проектам будут присоединяться территории других стран, которые являются нашими соседями, если это будет выгодно, мы будем только испытывать удовлетворение.
═
– Есть ли еще какие-то проекты совместного экономического сотрудничества или же все ограничивается нефтью и газом?
═
– Сейчас российское правительство готовится к проведению второго заседания межправительственной комиссии, которая пройдет в Ашхабаде. Сегодня на повестке дня у нас не один десяток вопросов, которые представляют взаимный интерес. И не только в нефтегазовой сфере, но и в области машиностроения, сельского хозяйства и других отраслях экономики. Думаю, что проработка этих вопросов на экспертном уровне и достижение договоренностей на правительственном уровне будут предложены российским и туркменским предприятиям для реализации. Мы на это возлагаем большие надежды.
═
– У российских компаний есть конкуренты на поле экономического сотрудничества с Туркменией?
═
– Безусловно, есть. И это серьезный вопрос с вашей стороны. Я знаю, что представители западных стран – США, Канады, Германии и других индустриально развитых стран присматриваются к экономической жизни Туркмении, проявляют желание участвовать в реализации проектов. И там, где это им удается, они действуют очень активно и оперативно. Для нас это уже сигналы беспокойства, поскольку нам придется конкурировать и бороться за отдельные контракты, за свое место в экономике Туркмении с сильными и достойными компаниями. Я думаю, что мы даже где-то опаздываем в этой конкурентной борьбе из-за того, что не так внимательно относимся к тому, что предлагает туркменское правительство по реализации проектов в экономике страны. Думаю, что если мы сегодня более оперативно и более быстрыми шагами не пойдем на этот рынок, то нам будет и очень сложно конкурировать с иностранными компаниями. При этом я знаю, что руководство республики создает все условия для честной и равной конкуренции представителей всех стран.
═
– Как вы считаете, особенности политической системы Туркмении никак не повлияют на экономическое сотрудничество с Россией?
═
– Туркмения – это независимое государство, которое строит свое общество так, как оно это считает нужным. И мы не должны вмешиваться в те вопросы и процессы, которые происходят внутри этой страны. Кроме того, мы видим сегодня большие достижения в экономике Туркмении. Уровень инфляции невысок, кредитно-денежная политика в стране развивается очень динамично и прогрессивно. Отмечаются высокие темпы строительства жилья, высокоразвитая инфраструктура, которая сегодня создана не только в столице Туркмении – в Ашхабаде, но и в других городах. И нас это радует. Мы имеем дело с сопоставимым партнером. Уважаем достижения и изучаем опыт Туркмении, который может быт полезен и для нас. Уверен, что конструктивный политический диалог между президентом России Владимиром Путиным и президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым послужит хорошей базой для дальнейшего развития и расширения экономического взаимодействия между нашими дружественными странами.