Алексей Миллер уверенно смотрит в будущее.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера «Газпром» и «Роснефть» попытались успокоить общественность и инвесторов относительно перспектив своего объединения. Компании выступили с совместным заявлением, в котором опровергли информацию СМИ о наличии конфликта интересов и сообщили, что сделка по объединению продолжается.
Стоит отметить, что это не первое заявление подобного рода – ранее информацию СМИ, касающуюся объединения, опровергал глава «Газпрома» Алексей Миллер. Однако сведения о проблемах и конфликтах продолжают появляться с завидной регулярностью и успокоительные пресс-релизы вряд ли возымеют действие. По мнению аналитиков, пресечь слухи можно только одним способом – дать конкретную информацию о схеме и сроках проведения объединения, но, судя по всему, ни схема, ни сроки еще не определены.
«Обе компании поддерживали и поддерживают решение правительства РФ об увеличении до контрольного пакета доли государства в ОАО «Газпром» (на сегодня доля государства составляет 38,37%, планируется ее увеличение до уровня выше 50%. – «НГ») – с последующей обязательной либерализацией рынка акций «Газпрома», – говорится в совместном заявлении компаний. – Полагаем, что данное решение полностью отвечает интересам национальной безопасности России и находится в русле реализации стратегии развития нефтегазовой отрасли страны. В настоящее время в «Газпроме» и «Роснефти» проводится вся необходимая работа по подготовке к выполнению указаний собственника». Вчера же руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сообщил, что в ФАС пока не поступало ходатайство по слиянию «Газпрома» и «Роснефти».
Стоит отметить, что ранее глава администрации президента и председатель совета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев говорил о том, что присоединение «Роснефти» к «Газпрому» завершится до конца января 2005 года. «Ожидается завершение всех операций по присоединению ОАО «НК «Роснефть» в соответствии с утвержденной ранее схемой не позднее января 2005 года», – сообщалось в пресс-релизе газового монополиста, опубликованном 23 декабря прошлого года. Январь, прошел.
Глава Минэкономразвития Герман Греф, входящий в совет директоров «Газпрома», в последнее время много говорил (точнее, отвечал на вопросы журналистов) об объединении. Из его слов также становится ясно, что еще ничего не ясно. Например, в прошлый четверг Греф сообщил, что сделка находится в стадии «детального обсуждения», но на данный момент «сформированных и просчитанных решений пока нет».
По мнению экспертов, сделку можно было бы завершить в намеченные сроки, но вмешались два обстоятельства. Первое – это суд в Хьюстоне, который фактически не позволил «Газпрому» приобрести «Юганскнефтегаз». Второе – покупка «Юганска» «Роснефтью», после чего ситуация существенно изменилась и пошли разговоры о том, что никакого объединения теперь не будет, поскольку «Роснефть» стала слишком лакомым куском, чтобы отдавать его «Газпрому». Появился тот самый конфликт интересов. «Объективно это совершенно другой актив («Роснефть» после приобретения «Юганска». – «НГ»), – заявил недавно глава «Роснефти» Сергей Богданчиков. – Поэтому, наверное, схема, которая предполагалась раньше, должна быть трансформирована». Но, похоже, как должна быть трансформирована схема сделки, пока мало кто понимает. Так что получается, что активы ЮКОСа на пользу «Газпрому» и «Роснефти» не пошли.