Еще год назад чиновники, банкиры и международные эксперты спорили, нужна ли России система страхования вкладов. Законодатели могли только гадать, насколько жизнеспособна та или иная строчка проекта закона о страховании вкладов. Жизнь все расставила по своим местам. «Сегодня гарантией устойчивого и успешного развития всей банковской системы является стабильная работа системы страхования вкладов (ССВ)», – теперь с полной уверенностью заявляет президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. Он подчеркивает, что «Центробанку совместно с банковским сообществом удалось найти безболезненный алгоритм внедрения ССВ».
Мировая практика страхования банковских вложений граждан такова, что механизм их страхования почти всегда и везде «включался» как раз в период кризисов. Не исключением стала и Россия. С той только разницей, что внедрение механизмов защиты денег, доверенных банкам, обычно занимает достаточно много времени. Подобный закон в России устанавливает для его исполнителей довольно жесткие временные рамки и буквально шокирующие международных экспертов требования. При том что капитализация всей банковской системы нашей страны сопоставима с капитализацией какого-нибудь крупного западного банка.
Какое-то время назад в Международном валютном фонде (МВФ) высказывали опасения, что работа системы страхования вкладов в России может иметь противоположный эффект из-за отсутствия в российских банках международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Мол, в систему могут в результате попасть мелкие и ненадежные, неустойчивые банки. «Эти опасения безосновательны, – замечает заместитель председателя правления КБ «Московский капитал» Максим Кулаев. – Системы страхования существуют во многих странах с развитой рыночной экономикой, как и МСФО. Многие банки еще в прошлом году завершили подготовку к переходу на составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО на базе российской бухгалтерской отчетности. С 2004 года в соответствии с указанием ЦБ кредитные организации предоставляют отчетность по международным стандартам за период 9 месяцев и за 2004 год. Таким образом, можно сказать, что переход к МФСО уже состоялся».
Встреча на прошедшей неделе представителей МВФ и российского Агентства по страхованию вкладов показала, что у специалистов Валютного фонда несколько иные вопросы к России. Теперь они живо интересуются, как у нас формируется система страхования вкладов населения, как идет процесс включения банков в эту систему, готово ли агентство, если что, вовремя приступить к выплате страховых выплат. И оказалось, что уже наши банки задают тон в строгости и системности отчетности по международным стандартам, параллельно исполняя и требования российских стандартов.
Таким образом, самый дорогой, но при этом надежный и долгосрочный ресурс – вклады граждан – очевидно, со временем все же станет основным гарантом стабильности отрасли. Доверие к банкам призвана восстановить система страхования, непосредственно ориентированная на потребителя. И опасения некоторых, что банки станут как-то спекулировать фактом вступления в ССВ и использовать его в качестве козыря в недобросовестной конкуренции, оказались напрасными.
Хотя, к примеру, Максим Кулаев справедливо считает, что давать какие-либо оценки эффективности ССВ пока рано: «Окончательный список банков-участников еще не известен, и система, по сути, не начала работу. Безусловно, мы ожидаем, что она окажет положительное влияние на всю банковскую систему. Во-первых, повысится ответственность банков при оценке рисков. Во-вторых, появится определенная гарантия для вкладчиков, что будет способствовать укреплению доверия к коммерческим банкам. Наконец, вступление в систему страхования положительно скажется на межбанковских отношениях банка, так как является индикатором его надежности».
Между прочим, несмотря на то что около половины банков еще не успели вступить в систему страхования, Центробанк пообещал, что все участники рынка, имеющие серьезные намерения и потенциал для работы с населением, получат «добро» главного финансового регулятора страны. Более того, не сумевшие с первого раза доказать свою благонадежность получат еще и дополнительные шансы сделать это.
«Видимо, система все-таки будет способствовать большему повышению доверия физических лиц к банкам», – сказал директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев корреспонденту «НГ». Роман Воробьев считает внедрение ССВ актом признания государством прав представителей банковского бизнеса.