«Роснефть» и Кремль попали под прицел ЮКОСа и его акционеров.
Фото Reuters
ЮКОС не оставляет попыток добиться справедливости в американском суде, и если не вернуть проданный «Юганскнефтегаз», то получить компенсацию убытков в размере 20 млрд. долл. В минувшую пятницу компания конкретизировала свои требования, подав в Хьюстоне иск против «Газпрома», «Газпромнефти», «Байкалфинансгруп» и «Роснефти» «за их роль в экспроприации «Юганскнефтегаза» в декабре 2004 года» в нарушение решения американского суда о прекращении операций с активами ЮКОСа в связи с рассмотрением заявки о банкротстве.
Еще одного «подозреваемого» в покупке ЮНГ, немецкого Deutsche Bank, в иске нет, однако ЮКОС утверждает, что «продолжает предъявлять» претензии к банку. Напомним, что ранее основной акционер ЮКОСа, группа МЕНАТЕП, подала иск к Российской Федерации о нарушении норм Энергетической хартии и потребовала компенсации в 28,3 млрд. долл. Однако российские власти и «Роснефть» практически не обращают внимания на активные действия ЮКОСа в Америке, продолжая работать с «Юганскнефтегазом» как со своим активом. А индийский государственный нефтяной концерн ONGC все еще надеется получить долю в этой компании.
Индийцы утверждают, что переговоры о приобретении 15–20% «Юганскнефтегаза» пройдут в Москве в феврале во время визита министра нефти и газа Индии. Кроме того, Индия ведет переговоры о ежегодной покупке около 5 млн. тонн нефти в России и проявляет интерес к разработке месторождений в Восточной Сибири совместно с другими международными и российскими компаниями. «Мы ведем переговоры о «Юганскнефтегазе» и других нефтяных активах в России, – утверждает пресс-секретарь ONGC. – И если не «Юганскнефтегаз», мы были бы в равной степени довольны другим коммерчески выгодным альтернативам». Очевидно, интерес индийских компаний сводится к тем же целям, что и у китайцев, – тем или иным образом получить гарантии поставок нефти из России. Получив контракт на поставку 48,4 млн. тонн нефти в течение пяти лет, Пекин практически перестал претендовать на долю в «Юганскнефтегазе». Вполне возможно, что индийцев также удовлетворит подобная схема.
Пока «Роснефть» договаривается с китайцами и индийцами об их участии в работе «Юганскнефтегаза», ЮКОС пытается оправиться от его потери. В минувшую пятницу компания представила в техасский суд по банкротству план реорганизации и завершения процесса банкротства компании и «справедливому обращению с кредиторами, акционерами и правительством России». ЮКОС предлагает объявить 1 мая 2005 года крайним сроком подачи любых претензий к этой компании в рамках дела о банкротстве. При этом компания намерена в ходе реорганизации рассчитаться с кредиторами и акционерами и выйти из состояния банкротства. Однако возможность реализации этих планов ЮКОСа зависит скорее всего не от американского суда, а от российских властей – которые еще, очевидно, не приняли окончательного решения о судьбе нефтяной компании. В последнее время сигналы из Кремля были довольно противоречивые и могли означать как намерение окончательно разрушить компанию, так и оставить ее в покое с ее добывающими, перерабатывающими и сбытовыми «дочками», позволив постепенно выплатить налоговую задолженность.