Стабилизационный фонд на 1 февраля составил 647,2 млрд. руб. Об этом вчера сообщили в Минфине со ссылкой на предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь на кассовой основе. Таким образом, определенная законом базовая часть Стабилизационного фонда в 500 млрд. руб. превышена на 147,2 млрд. руб. Эти «излишки» продолжают неуклонно накапливаться и до конца года превысят 400 млрд. руб.
Как распорядиться этими деньгами? Ответа у кабинета министров пока нет. Известно, что премьер-министр Михаил Фрадков одобрительно отнесся к идее инвестировать дополнительные средства в экономику. Заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин, подготовивший этот документ, убежден, что сегодня есть предпосылки для снижения ставки НДС до 13%. Правда, объем выпадающей части доходов бюджета составит около 316 млрд. руб. Зато взамен мы получим положительную динамику, связанную с ростом производства и налогооблагаемой базы. Кроме того, по расчетам экспертов, снижение НДС на 1% дает прибавку ВВП в 50 млрд. руб., то есть снижение ставки до 13% принесет дополнительно 250 млрд. руб.
Кроме того, 10 млрд. руб. из Стабилизационного фонда предлагается использовать для увеличения уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и гарантий государства по ипотечным облигационным займам, 35 млрд. руб. – на поддержку экспорта промышленной продукции, 30 млрд. руб. требуются для специализированного гарантийного фонда, необходимого для повышения конкурентоспособности экономики, реализации инновационных проектов, 5 млрд. руб. нужны на создание технико-внедренческих зон.
В министерствах и ведомствах считают такую постановку вопроса правомерной. Источник «НГ» в Минпромэнерго напомнил, что проблема использования средств Стабилизационного фонда на развитие экономики активно дискутировалась прошлой осенью. Уже тогда министры роптали, что негоже-де держать деньги без движения, а надо их использовать для финансирования крупных проектов, в первую очередь инфраструктурных, со сроком реализации 5 и более лет.
«Любое министерство своими заявками в состоянии «закрыть» весь объем средств, которые предлагается изъять из Стабилизационного фонда. Поэтому придется выбирать приоритеты», – подчеркнул наш собеседник. В частности, Минпромэнерго заинтересовано в создании объединенной авиастроительной корпорации. В бюджете текущего года на эти цели запланировано 6 млрд. руб., тогда как реальные потребности, конечно, значительно выше. К приоритетам в Минпромэнерго относят строительство трубопроводов, прежде всего в восточном направлении, что позволит нарастить добычу и экспорт нефти и газа, а также привлечение средств для приобретения объектов электроэнергетики на постсоветском пространстве и т.д.
Инвестирование средств Стабилизационного фонда в развитие инфраструктуры полагает целесообразным глава МЭРТа Герман Греф. По большому счету солидарен с таким подходом председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников: «Не надо обсуждать, на какой сектор экономики потратить деньги из Стабилизационного фонда. Снижение НДС и компенсация выпадающих доходов – вещь хорошая, так же как и выплаты внешнего долга, но все же намного важнее провести реформы в экономике, сделав старые нерыночные отрасли рыночными, создав механизмы, которые позволят экономике развиваться в будущем без привязки к ценам на нефть».
Главным противником тратить средства Стабилизационного фонда на развитие экономики выступает глава Минфина Алексей Кудрин, который ни о чем другом, кроме досрочного погашения внешних долгов, и слышать не хочет. Окончательный расчет по долгам с МВФ, произведенный в конце января, облегчил Стабилизационный фонд на 93,3 млрд. руб. Теперь на очереди Парижский клуб. Ускорить выплату госдолга считает возможным сам президент. Правда, при этом Владимир Путин ставит условие: «Мы пойдем на это решение, если оно будет для нас выгодно экономически».
Однако на уступки наших кредиторов едва ли приходится рассчитывать. Зная о том, насколько благоприятно складывается нынче для России ситуация на финансовом рынке, Парижский клуб, уверены эксперты, скорее всего не сочтет целесообразным создавать благополучному должнику льготный режим. Таким образом, инициативы правительства потратить излишки Стабфонда внутри страны теоретически могут быть реализованы. Но высокопоставленный источник в правительстве признался «НГ», что особых иллюзий на этот счет не питает, слишком сильны позиции оппонентов.