Последствия цунами заставили депутатов приняться за работу.
Фото Reuters
Недавнее страшное цунами раскрыло многие бреши в российском законодательстве. В очередной раз туристам напомнили о том, что, выезжая за рубеж, они защищены очень условно. Как сказала «НГ» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, если те, кто был ранен во время цунами, получили возмещение по медицинской страховке, то те, кто оказался цел и невредим, но при этом потерял все свои вещи, деньги, документы и остался «в одних трусах», не получили ничего.
В сложившейся ситуации как нельзя более актуальной оказалась инициатива депутата Валерия Драганова о защите российских туристов за рубежом. Депутат предлагает внести поправки в российское законодательство, которые позволили бы создать механизм, гарантирующий полную безопасность российских граждан во время их поездок. В настоящее время проект документа находится в процессе доработки, с конкретными предложениями депутат обещает выступить не позднее следующего месяца. Уже сейчас понятно, что скорее всего от туристических компаний потребуются подтверждения их финансовой состоятельности, то есть определенные финансовые гарантии. Как сказала «НГ» Ирина Тюрина, введение этих гарантий вполне может вызвать какой-то передел на туристическом рынке. «Однако пока проект не представлен туристической общественности для обсуждения, мы не можем оценить, насколько серьезным будет перераспределение сил и будет ли оно вообще», – отметила пресс-секретарь. По ее словам, пока понятно только то, что банк, с которым работает туроператор, должен будет поручиться за него и даст ему гарантии на определенную сумму. «В случае форс-мажора банк выдаст турфирме деньги для его экстренного покрытия, а дальше уже будет с ним разбираться, оговаривая варианты возврата этих денег. Общий смысл такой, как же конкретно будет действовать механизм, пока неясно», – сказала Ирина Тюрина.
Скорее всего изменения коснутся не только взаимоотношений между туристической и банковской отраслью. У турбизнеса появится больше точек соприкосновения и со страховщиками. Причем, как отмечают в РСТ, необходимо, чтобы нововведения предусматривали не только страхование рисков потребителей, но и турбизнеса, поскольку в случае возникновения форс-мажора бизнес – это такая же пострадавшая сторона, как и туристы. Только если потребители теряют какое-то конечное количество денег – те, которые они заплатили за тур плюс взяли с собой, – то туроператоры продолжают терять на данном конкретном направлении долгое время.
Каким образом будут выстроены отношения «банк – турфирма – страховщик», пока неясно. Однако с полной определенностью можно сказать лишь то, что работы прибавится у всех. Хотелось бы, чтобы обсуждение проекта не затягивалось надолго, но в то же время было достаточно эффективным, чтобы в дальнейшем результат работы не вызвал такую же массу нареканий, как, скажем, пресловутый закон об ОСАГО.