Сергей Богданчиков готов поделиться долгами.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В минувшую субботу президент «Роснефти» Сергей Богданчиков раскрыл источники, из которых получены деньги на покупку «Юганскнефтегаза». «Средства для оплаты 76,79% акций «Юганскнефтегаза» получены «Роснефтью» от консорциума российских банков, – заявил он в Нефтеюганске. – Кроме того, мы продали часть своих активов». Названий банков он обнародовать не стал, сославшись на коммерческую тайну, однако подчеркнул, что «иностранные банки к финансированию покупки «Юганскнефтегаза» не привлекались». Одновременно стало известно, что «Роснефть» сделала весьма циничный «ход конем» – купив «Юганскнефтегаз» со скидкой на налоговые претензии к этой компании, менеджеры «Роснефти» теперь не собираются выплачивать эти долги. По словам Сергея Богданчикова, ЮКОС проводил в отношении «Юганскнефтегаза» политику, нанесшую ему ущерб, поэтому вполне логично, если налоговые претензии в отношении ЮНГ будут выставлены акционерам самого ЮКОСа. При этом глава «Роснефти» собирается пригласить бывших топ-менеджеров, работавших в ЮКОСе, в «Юганскнефтегаз».
Для ЮКОСа воплощение планов «Роснефти» в жизнь именно сейчас было бы особенно нежелательно – по словам заместителя председателя правления компании Александра Темерко, ЮКОС планирует за три месяца погасить все штрафы и налоговые претензии, предъявленные ему судом. «Мы уже погасили 3 млрд. долл., еще за «Юганскнефтегаз» будет проплачено 9 млрд. долл., – заявил он. – Таким образом, у нас остается где-то около 1 млрд. долл. задолженности, подтвержденной судом. Я думаю, что в течение трех месяцев мы оплатим ее за счет собственных средств». При этом он подчеркнул, что ЮКОС платит «только те суммы штрафов, которые подтверждены судом. Мы не хотим платить просто по акту МНС. Мы не согласны с налоговыми претензиями в принципе, но так как нам надо жить и работать, мы выполняем судебные решения. И счета у нас арестованы не по акту МНС, а по решению суда». Поэтому компания считает, что, как только выполнит все судебные решения, ее счета будут разблокированы.
При этом, по словам Александра Темерко, новых исков со стороны МНС пока не предвидится. «Пока действий МНС и судебных приставов в эту сторону нет, и за один день они не появятся», – считает он. Если новых судебных исков к компании не появится, это будет означать, что власти решили ограничиться продажей «Юганскнефтегаза» и оставить ЮКОС в покое со всеми его оставшимися «дочками» – «Самаранефтегазом», «Томскнефтью», нефтеперерабатывающими заводами и сбытовыми компаниями. Однако если налоговые претензии к «Юганскнефтегазу» в размере около 4 млрд. долл. будут предъявлены ЮКОСу и МНС выставит новые иски, опальной нефтяной компании придется расстаться и с этими активами.
Правда, в отношениях с «Роснефтью» у ЮКОСа есть еще один козырь – кредиты западных банков и Group Menatep в размере 2,6 млрд. долл., гарантом по которым выступал «Юганскнефтегаз». Эти займы могут быть предъявлены к немедленному погашению в любой момент, что было бы для «Роснефти» крайне нежелательно, учитывая полученный кредит для покупки «Юганскнефтегаза». Возможно, заявления Group Menatep о возможности предъявления кредита к погашению и «Роснефти» о планах предъявить акционерам ЮКОСа долги «Юганскнефтегаза» являются публичной частью переговорного процесса, который ведется между компаниями.