Топ-менеджеры российских банков буквально в один голос отмечают активизацию розничного бизнеса, который, собственно, и помог справиться с летними трудностями. Борьба за частного клиента и создание новых продуктов – именно на этом будет строиться стратегия многих банков в текущем году. Заместитель председателя правления СДМ-банка Максим Солнцев уверен, что небольшие банки вопреки сложившемуся мнению смогут составить конкуренцию крупным финансовым структурам за счет своей гибкости и мобильности. «Но высокая стоимость их ресурсной базы снижает их конкурентоспособность», – считает Максим Солнцев.
«Сегодня многие банки рассматривают работу с частными лицами как перспективное направление, которое находится еще на стадии становления, – говорит вице-президент КБ «Московский капитал» Алексей Коекин. – Поэтому спектр предлагаемых услуг постоянно расширяется». При этом Алексей Коекин пояснил, что уже практически все банковские вклады независимо от их названия являются, по сути, вкладами до востребования, что делает их рискованным активом для банка. «Поэтому возникла необходимость введения новых отношений между вкладчиками и банками, отличительной особенностью которых является увеличение свободы договора в этих отношениях и повышение ответственности вкладчика за досрочное расторжение им договора банковского вклада, – рассказывает Алексей Коекин. – Принятие закона о безотзывных вкладах позволило бы банкам управлять срочностью ресурсной базы. Наконец, создание кредитного бюро снизит риски коммерческих банков по невозврату выданных ресурсов и ускорит процедуру выдачи кредитов заемщикам с положительной кредитной историей».
МДМ-банк считает наиболее динамичными в плане привлечения клиентов экспресс-кредиты на автомобили, в том числе и подержанные, кредитные карты с возможностью их быстрого оформления, выплату бонусов на пластиковые карты в рамках кобрендинговых программ банка, страхование выезжающих за рубеж владельцев пластиковых карт.
Максим Солнцев называет буквально «локомотивом» розничного рынка банковских услуг ипотеку, которой он прочит активность в 2005 году. Он считает это важным в наступившем году еще и из-за выросшей роли иностранных банков в России: «Многие банки с иностранным капиталом активно заявили о себе на российском рынке и стали важными игроками как на рынке корпоративных услуг, так и в частном секторе».
Это подтверждают в Сити-банке: «Несмотря на то что Сити-банк в России более 10 лет, с розничным клиентом мы работаем лишь два года». Среди специалистов отрасли распространено мнение, будто банки с иностранным капиталом ориентированы лишь на VIP-клиента, игнорируя массовость. В Сити-банке подчеркнули, что это не совсем так: «Просто чем богаче клиент, тем больший экономический эффект можно получить от сотрудничества с ним. И это не принцип работы Сити-банка, это мечта любого банка – работать только с состоятельными гражданами. Другое дело, что мы имеем возможность выбирать». Соответственно, пояснили в Сити-банке, Россия, как относительно новый географический рынок для банка, является страной с особыми условиями для диверсификации бизнеса. Более того, начальник Департамента по работе с частными клиентами Сити-банка Нандан Мер подчеркнул, что Россия для «Сити-групп» является одним из приоритетных рынков: «Мы делаем весьма значительные капиталовложения в создание финансовых центров в Москве и Санкт-Петербурге». Сити-банк одним из главных козырей в конкурентной борьбе представляет оперативную смену неактуальных банковских продуктов новыми. Именно это, на взгляд руководства Сити-банка, обеспечивает их разросшейся по всему миру структуре стабильный объем сбыта и гарантирует непрерывный рост уровня прибыли.
В Международном московском банке (ММБ), как специализированном банке по привлечению международных финансов и опыта для участия в модернизации российской экономики, уверены, что источником конкурентного преимущества являются действительно уникальные позиции кредитной организации. Кроме того, оказалось, что не менее важно создавать ценности, востребованные обществом. «К ним относятся не только финансирование промышленных проектов, создание новых рабочих мест, кредитование региональных предприятий, – комментируют свою позицию в ММБ, – но и поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений». А непосредственные темпы роста объемов вкладов физических лиц, как здесь считают, зависят в первую очередь от стоимости самих вкладов. В ММБ признают, что пока в России это самый дорогой ресурс.