Герман Греф думает, как лучше продать госпредприятия.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В план приватизации госсобственности на этот год включено 42 федеральных государственных унитарных предприятия (ФГУП) и 63 акционерных общества. Глава Минэкономразвития Герман Греф вчера на заседании правительства подчеркнул, что 16 ФГУПов имеют прямое отношение к оборонному комплексу. Кабинет министров в принципе готов был без долгих споров одобрить план приватизации, учтя ряд замечаний Минпромэнерго. Глава этого ведомства Виктор Христенко высказал сомнения относительно целесообразности внесения в план пяти газораспределительных компаний и Амурского судостроительного завода, где размещен крупный заказ по линии военно-технического сотрудничества.
Плавное течение дискуссии нарушил председатель правительства Михаил Фрадков. «Мы прогнозируем приватизацию на этот год, а как насчет плачевного прошлогоднего опыта?» – поинтересовался премьер-министр, с укором посмотрев на Германа Грефа. Министру пришлось объясняться и оправдываться. По его словам, в входе приватизации госпредприятий приходится сталкиваться с двумя основными проблемами – неакционирование в срок ФГУПов из-за нежелания руководства менять форму управления, а также неликвидность ряда предприятий. «Аукционы по продаже объявляются 2–3 раза в год, но предприятия все равно не продаются», – констатировал глава МЭРТа. Решение проблемы, полагает он, возможно путем введения процедуры так называемого «голландского аукциона», в рамках которого допускается снижение цены. Греф пообещал, что до конца первого квартала этого года подготовит поправки в порядок приватизации госпредприятий.
Другим вопросом, который обсуждал кабинет министров, была вечная в последние дни тема монетизации льгот. Михаил Фрадков признал, что правительство «в аварийном режиме работало последние дни и выявило ряд проблем, которые можно было бы преодолеть заблаговременно». И это, конечно, ненормально. По мнению премьер-министра, многих неприятных вещей можно было бы избежать, если бы федеральное правительство «плотнее взаимодействовало и предметнее работало бы с регионами». Михаил Фрадков напутствовал подчиненных требованием впредь плотнее работать с руководителями регионов, особенно в части тарифной политики и политики ценообразования.
Проводить эксперименты на живых людях отказались 18–19 регионов. Руководство этих территорий не без опаски относится к предписанным «сверху» крутым переменам в социальной политике. Все регионы подписали соглашение об организации проезда льготников, согласно которому Минфин обязался перечислять по 50 руб. в месяц на каждого федерального льготника. По словам Алексея Кудрина, за год дотации составят 8,5 млрд. руб. Что-то на своих льготников должны подкинуть транспортникам регионы, если, конечно, найдут в своих дырявых после проведенных реформ бюджетах какую копейку. Плюс к этому доходы от продажи социальных проездных билетов, где 65, где 240 руб., тогда как реально их цена в два-три раза выше. Для предприятий общественного транспорта все это компенсирует лишь малую часть затрат.
Но правительство, похоже, не смущает, что монетизация транспортных льгот фактически вылилась в слегка закамуфлированный наличностью бесплатный проезд большей части пассажиров. Оно одобрило предложение Минфина о выделении средств бюджетам субъектов РФ на обеспечение доступности транспортных услуг для льготников и пенсионеров. Также был одобрен законопроект об увеличении с 1 марта базового размера трудовой пенсии до 900 руб.