Если российская власть не начнет диалог с бизнесом, то можно ожидать затяжной экономической стагнации. К такому выводу пришли вчера на круглом столе, посвященном современным экономическим проблемам России. Кроме того, по словам президента Центра развития Сергея Алексашенко, в создавшихся условиях возможность создания осмысленной экономической программы в принципе маловероятна. «Сегодня наша власть убеждена в том, что у нас в стране, а в экономике уж точно, все хорошо, а в такой ситуации надеяться на адекватные реформы было бы полнейшей иллюзией. Реформы обычно являются реакцией власти на кризис, наше же руководство в открытую заявляет, что все макроэкономические показатели очень успешны», – сказал президент Центра развития.
Между тем, по его словам, власти не озвучивают ряд проблем, которые существуют и могут через пару лет создать реальные сложности в стране. Во-первых, это инфляция, о которой все говорят, что она низкая и находится под контролем, а на самом деле ее реальный показатель превышает тот, который называется Госкомстатом. «С моей точки зрения, правительство и Центробанк уже утратили контроль над инфляцией, в нынешнем диапазоне (от 12 до 20%) она очень неустойчива и мешает строить далеко идущие экономические планы», – сказал Сергей Алексашенко. С инфляцией, по его словам, сильно связана проблема реального курса рубля: «Сегодня он стоит дороже, чем перед кризисом 1998 года, а слишком тяжелый рубль является препятствием для развития многих отраслей экономики, даже экспортных». Резкий рост импорта (более 20% в год), связанный с укреплением рубля, также имеет негативное влияние на экономику в целом – «через 2–3 года Россия может проесть все положительное сальдо своего платежного баланса. Все доллары, получаемые от высоких цен на нефть, идут на покрытие импорта. Центробанк на эту тему не обращает никакого внимания», отметил президент Центра развития.
Наиболее комплексная проблема, на его взгляд, – это низкий уровень инвестиций, который связан с разладом между властью и бизнесом. По словам заместителя председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Елены Николаевой, сейчас этот разлад зашел так далеко, что «бизнес не то что не готов развиваться дальше, он просто не знает, чем ему заняться. Единственное желание сейчас – разобраться в ситуации и максимально фиксировать убытки». Ни о каких инвестициях и речи быть не может. Корень же этой проблемы, конечно, заключается в отсутствии доверия к власти – 96% населения ей не доверяют. «Это даже не революционная ситуация, это хуже».
Сопредседатель Совета по национальной стратегии Иосиф Дискин отметил, что «Россию в среднесрочной перспективе ждет экономическая стагнация, если не изменится институциональная среда и не станет внятной и целенаправленной экономическая политика». В настоящее время, по его словам, у бизнеса есть спрос на «эффективное вменяемое государство», однако беда в том, что нет предложения. «Государство не предлагает адекватных инструментов решения наболевших проблем. Нагромождение реформ последнего времени не оправдало себя, поскольку способ ответа на эти проблемы был таков, что просто не мог в результате не отразиться на социально-политической обстановке. То, как у нас проводятся реформы, выявляет «логику, с которой целый ряд экономических ведомств подходит к решению крупных макроэкономических проблем: прибыль – крупному бизнесу, социальные издержки – наиболее незащищенным слоям населения», сказал Иосиф Дискин. По его мнению, эта логика является сильным фактором, затрудняющим решение крупных проблем, а предложенная Минэкономразвития среднесрочная программа социально-экономического развития на 2005–2008 годы в нынешней ситуации выглядит абсолютно беспомощной.