Вчера федеральная власть и регионы должны были полностью рассчитаться каждый со своими льготниками, выплатив январские ежемесячные денежные компенсации за льготы. Об этом сообщил вице-премьер Александр Жуков, выступая на правительственном селекторном совещании с регионами по вопросам монетизации льгот. Почти месяц ушел на то, чтобы распределить между несколькими десятками миллионов социально незащищенных россиян 8,9 млрд. руб., в которые оценены их натуральные льготы. Таким образом, первый блин явно получился комом.
Последние недели правительство предпринимает лихорадочные усилия для того, чтобы выпустить пар из кипящего котла людского недовольства. К числу достижений, и это опять прозвучало вчера, глава Минфина Алексей Кудрин относит Соглашение об обеспечении транспортными услугами граждан льготных категорий, которое в прошлое воскресенье подписали 85 субъектов Федерации. Главным условием данного соглашения, напомнил министр, является обеспечение доступности транспорта в регионах для всех льготных категорий граждан – федеральных и региональных. Согласно этому документу, за каждого своего льготника федеральный бюджет будет доплачивать регионам по 50 руб. в месяц. В итоге за год дотации составят круглую сумму – 8,5 млрд. руб. Минфин ставит себе в заслугу, что впервые за долги годы общественный транспорт получит живые деньги. Правда, они компенсируют лишь малую часть затрат компаний. С большим энтузиазмом транспортники восприняли известие о готовности правительства реструктуризировать их долги. Соответствующий законопроект, по словам Алексей Кудрина, будет подготовлен в ближайшее время. Кроме того, глава Минфина еще раз заявил, что правительство сможет уложиться в запланированные показатели инфляции 7,5–8,5%. В это никто не верит, но министр постоянно об этом говорит.
«Монетизация льгот позволит правильно формировать тарифы на перевозку пассажиров на пригородном и городском транспорте», – высказал позицию Минтранса замминистра Сергей Аристов. Он отметил, что монетизация льгот, в том числе планируемое введение персонифицированного учета перевозки льготников, позволит создать реальную картину пассажиропотока. По словам Сергея Аристова, в 2004 году на пригородном и городском транспорте было перевезено 18 млрд. пассажиров, однако эта цифра едва ли соответствует действительности. Ну а располагая объективными данными, считает замминистра, можно будет правильно формировать тарифную политику, обоснованно повышать или снижать стоимость проезда.
Вторым вопросом селекторного совещания значилось положение дел с обеспечением льготников лекарствами. Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Рамил Хавриев уверен, что оснований для тревоги нет. Единственное, о чем он просил регионы, – не особенно усердствовать с выпиской лекарств, дескать, «это не продуктовый набор, выписка рецептов должна быть обоснованной». Он пообещал проанализировать итоги первого квартала и скорректировать перечень лекарств, положенных льготникам по бесплатным рецептам.
Регионы, выходившие на связь, не во всем разделили оптимизм чиновника. Самара жаловалась, что медикаменты поступают в область не полностью. В дефиците даже жизненно важные препараты для диабетиков, астматиков, онкологических больных. Тверь подпортила благостную статистику выдачи лекарства по бесплатным рецептам. Рамил Хавриев заявил, что число отказов не превышает 1%, а областные данные таковы – из 32 тыс. выписанных врачами рецептов лекарства получены лишь по 26 тыс., 5 тыс. не оказалось в наличии, 1 тыс. вообще отказали. Однако представителей регионов эти цифры не убедили.