Алексей Кудрин (слева) и Михаил Зурабов срочно ищут дополнительные деньги для льготников.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Всего через несколько месяцев – в мае–июне – льготные лекарства в аптеках страны могут закончиться. Причем не на пару дней, а вообще. О последствиях «лекарственного голода» догадаться несложно: нынешние протесты пенсионеров покажутся лишь репетицией настоящих народных волнений. По мнению ряда экспертов, есть риск, что деньги, выделенные на обеспечение льготников лекарственными препаратами, будут израсходованы в течение первых месяцев текущего года, а Минфин и Министерство здравоохранения и социального развития (Минздрав) к такой ситуации совершенно не готовы.
«Сегодня все боятся того, что никак не регламентирована выписка лекарственных препаратов. Есть большой риск, что выписка бесплатных лекарств может стать для льготников в регионах своеобразной компенсацией проблем с транспортом, коммунальными услугами и так далее, – пояснил «НГ» эксперт в области производства и продвижения лекарств, хорошо знакомый с ситуацией. – Местные власти могут дать негласную команду: «Выписывайте, платим же не мы!» Может пойти «дикая» выписка, и деньги, выделенные Минфином, могут закончиться в мае–июне».
Подтверждением тому может служить информация, уже поступающая из ряда регионов. По словам заместителя председателя городского комитета здравоохранения Ульяновска Татьяны Сониной, после 11 января в городских поликлиниках и аптеках наблюдался ажиотаж: люди хлынули в медучреждения за рецептами и лекарствами, прием больных у терапевтов и количество вызовов врача на дом увеличилось более чем в 2 раза.
Очевидно, что если деньги – а речь идет о 50,8 млрд. руб. (примерно 1,8 млрд. долл.) – закончатся раньше, то разразится настоящий кризис, по сравнению с которым нынешние перебои покажутся «цветочками». Как правительство будет выходить из этой вероятной кризисной ситуации, пока неясно. Тем более что никто в Минздраве и Минфине такую ситуацию не отрабатывает.
По словам главы Минздрава Михаила Зурабова, на 2005 год создан резервный фонд в размере всего 239 млн. руб., предусмотренный на закупку лекарств и медикаментов льготникам в случае возникновения дефицита. Сумеет ли государство в оперативном порядке найти новые миллиарды рублей – вопрос сложный. Поставщики, страховые компании и особенно производители вряд ли пойдут властям навстречу, поскольку, как говорит эксперт «НГ», «производители и так сильно «прогнулись» и снизили цены». А насколько хватит ресурсов компаний, поставляющих лекарства в регионы, вообще загадка.
Помимо риска дефицита препаратов, есть еще немало проблем. Стоит отметить, что региональные льготники с момента запуска новой системы «лекарственного страхования» попали заведомо в худшее положение, чем льготники федеральные. «Минздрав утвердил стандарты лечения, они должны строиться на утвержденном списке лекарств. Эти стандарты обязательны для всей медицинской общественности страны. К примеру, если к врачу приходит федеральный льготник, он просто получает лекарства по списку. А если приходит региональный, то и ему должны выписываться лекарства из того же списка. Но у большинства регионов нет возможности платить по 350 руб. в месяц за своих льготников», – утверждает собеседник «НГ».
Список препаратов, который утвержден для льготников, вызывает массу нареканий со стороны региональных властей, прежде всего – своей дороговизной. «Ситуация с обеспечением льготников бесплатными лекарствами острая. Уверяли, что медикаменты будут ниже по цене, а на деле оказалось, что их стоимость на 30% выше», – говорит губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. «Если посмотреть, как формировался список лекарств, то сначала он состоял из дешевых препаратов, и сумма в 350 рублей не выбиралась, – поясняет эксперт «НГ». – Тем же, кто участвует в программе, выгодно освоить выделенные деньги полностью. Поэтому в список были включены дорогостоящие лекарства. Появился «дорогой» список, в общем-то нормальный. Другое дело, сможет ли регион исполнить стандарты Минздрава, поскольку вряд ли регионы найдут по 350 рублей на своих льготников».
Сегодня «освоением» 1,8 млрд. долл., выделенных на обеспечение льготников лекарствами, занимаются 5 крупных компаний. В Минздраве говорят, что есть еще 127 компаний, но основной рынок «держит» именно эта пятерка. И вряд ли теперь его отпустит. При этом никакого конкурса или тендера по отбору компаний не было. Точнее, вначале он планировался, но потом как-то сошел на нет. «Сейчас эти компании прописаны в ту систему, которая создается, как партнеры программы. Их взяли с учетом того, что теоретически, в случае если они не справятся, их можно было бы поменять. Но компании, которые работают сегодня, фактически становятся монополистами на этом рынке – они «затачивают» всю систему под себя», – отмечает эксперт «НГ».
Стоит подчеркнуть, что указанные средства не являются конечной суммой, а сама программа не заканчивается в этом году. В перспективе в систему «лекарственного страхования» могут быть включены и другие категории граждан. «Сейчас этими 5 компаниями фактически осваивается (в денежном исчислении) около 30–40% российского фармрынка, – отмечает эксперт «НГ». – Завтра, если они остаются и если начинается страхование других категорий, это будет уже 50%. А в принципе эта программа может выйти на уровень, когда 80% потребности в лекарствах обеспечивается государством и покрывается этими 5 компаниями. Так что перспективы колоссальные, есть за что бороться. Фактически эта реформа полностью перекраивает рынок».
У Минздрава есть еще время, чтобы изменить ситуацию и постараться выполнить главную просьбу всех участников социальной реформы – сделать все принимаемые решения прозрачными и понятными. Чтобы не получилось, как с тем же списком препаратов, когда кто входит в состав экспертов, которые его формируют, как принимаются решения, неизвестно не только общественности, но и многим участникам процесса. Всем хочется понятных правил игры.