Лишившись основного добывающего предприятия «Юганскнефтегаза», ЮКОС стал испытывать серьезные проблемы с исполнением экспортных контрактов. В связи с этим его трейдерская компания объявила форс-мажор.
С начала года компания прекратила экспорт нефти по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Об этом сообщил источник Интерфакса в Министерстве промышленности и энергетики. При этом первоначальный график ЮКОСа на поставку в первом квартале 2005 года нефти в дальнее зарубежье уменьшен более чем на 5 млн. тонн – до 2,5 млн. тонн.
Зарубежным контрагентам нефтяной компании приходится искать новых поставщиков. Впрочем, они заявляют, что с этим проблем не будет. В частности, австрийская компания OMV уже объявила, что найдет другого поставщика нефти, если ЮКОС не выполнит условия контракта, по которому нефтяная компания должна была с 2006 года поставить 20 млн. тонн нефти на нефтеперерабатывающий завод в Швехате. Польский нефтеперерабатывающий концерт Orlen также заявил, что благодаря принятым ранее мерам нефть ЮКОСа будет оперативно заменена на поставки по дополнительным спотовым контрактам (контрактам с немедленными поставками).
А «дырку» на китайском направлении, образовавшуюся из-за снижения поставок ЮКОСа, уже заткнули «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть». «Роснефть», которой теперь принадлежит «Юганскнефтегаз», сообщает о намерении поставить в Китай в 2005 году более 4 млн. тонн нефти. Еще 3 млн. тонн поставит «ЛУКОЙЛ», к ним намерена присоединиться «Сибнефть», поставки которой могут достигнуть 1 млн. тонн. ЮКОС, который ранее планировал поставить в Китай в этом году 8,5 млн. тонн, снизил планы до 3 млн. тонн.
Китайцы от такой диверсификации поставок, безусловно, выигрывают – для них снижаются риски, связанные с ЮКОСом как единственным постащиком, и увеличивается общий объем импортируемой из России нефти. Однако российским компаниям теперь придется конкурировать между собой – мощности «Российских железных дорог» небезграничны, и уже в 2006 году, по словам первого вице-президента РЖД Хасяна Забирова, возникнет необходимость увеличения пропускной способности дороги на этом направлении.
Речь, в частности, идет об электрификации участка Карымская–Забайкальск и наращивании объемов нефтеналивных станций. Поэтому возможности нефтяников поставлять нефть в Китай прямо зависят от их отношений с РЖД. Очевидно, в ближайшее время стоит ожидать совместных инвестиционных проектов нефтяников и железнодорожников – в частности, вице-президент РЖД Юрий Матвеев не исключает, что «Роснефть» станет соинвестором проекта по увеличению объема наливного пункта РЖД.
Между тем шансы ЮКОСа и его основных акционеров возместить ущерб от продажи «Юганскнефтегаза» уменьшаются с каждым днем. В минувший четверг Хьюстонский суд отложил рассмотрение ходатайства ЮКОСа в отношении «Газпромнефти» и западных банков до тех пор, пока не будет доказана юрисдикция этого суда, а также до рассмотрения ходатайства Deutsche Bank о прекращении производства по «делу ЮКОСа», которое назначено на 16 февраля. Одновременно с этим судья Летисия Кларк запретила ЮКОСу собирать информацию о причастности «Газпрома» и Deutsche Bank к покупке «Юганскнефтегаза» на аукционе.
Одновременно с неудачами в американском суде ЮКОС, как и ожидалось, получил отказ в удовлетворении иска о незаконности продажи «Юганскнефтегаза» и в России. В пятницу апелляционная инстанция арбитражного суда подтвердила законность проведения аукциона, поэтому о возвращении «Юганскнефтегаза» ЮКОСу придется забыть.