Вчера стало известно, что нефтяная компания ТНК-ВР оспаривает в суде итоги налоговой проверки за 2001 год, в ходе которой ей были предъявлены налоговые претензии на 2,5 млрд. руб. Иск в настоящее время принят к производству. Пресс-секретарь ТНК-ВР Владимир Бобылев подтвердил «НГ» факт подачи иска, однако сумму, о которой идет речь, назвать отказался. По его словам, заседание суда состоится в феврале.
О появлении налоговых претензий к ТНК-ВР стало известно осенью прошлого года, когда налоговые органы закончили проверку нефтяных компаний за 2001 год. При этом отмечалось, что ТНК-ВР не использовала схемы минимизации налогов через внутренние офшоры. По информации налоговиков, компания применяла схему, когда при финансировании съемок национального фильма предоставляется право на налоговые льготы.
Кроме того, ТНК-ВР не скрывает, что в настоящее время использует схемы трансфертного ценообразования, как и все российские нефтяные компании. Однако после реструктуризации и подчинения почти всех активов группы единому ТНК-ВР-холдингу компания намерена отказаться от этой схемы, которая часто становится предметом недовольства властей и разбирательств с налоговыми органами. Об этом на днях заявил президент компании Роберт Дадли.
Скорее всего нефтяной компании, вообще-то созданной с благословения британского премьер-министра Тони Блэра и президента РФ Владимира Путина и потому имеющей основания рассчитывать на неприкосновенность, приходится отдуваться за одного из акционеров – «Альфа-групп». Российские власти уже около полугода пощипывают эту олигархическую структуру, предъявляя налоговые претензии то ТНК-ВР, то принадлежащему «Альфа-групп» оператору сотовой связи «ВымпелКом». Этой телекоммуникационной компании на днях, кстати, пришлось несладко – бывшие турецкие акционеры ее казахстанской «дочки» «Кар-Тел» инициировали претензии к ней со стороны Фонда страхования сберегательных вкладов Турции в размере 5,5 млрд. долл. Правда, рынок, вначале испугавшийся наступления дефолта по выпущенным в прошлом году еврооблигациям «ВымпелКома», быстро успокоился – оснований для претензий турецкая сторона так и не представила и на территории Казахстана ее требование не имеет юридической силы.