Самарские налоговики по-своему отреагировали на послепраздничное обращение компании «Волготанкер» к президенту Владимиру Путину с просьбой защитить пароходство от давления органов власти Самары. На следующий день после публикации письма компании было арестовано имущество ОАО «Волготанкер» стоимостью около 23 млн. долл. в счет налоговых претензий за 2001 год. Арест наложен на недвижимое имущество, автомобили, вспомогательные суда, которые не участвуют в зимней навигации на Каспийском море. Руководство «Волготанкера» утверждает, что пароходство может снизить объемы перевозок грузов, в том числе нефти на экспорт. «В связи с действиями прокуратуры и налоговых органов мы вынуждены отложить ряд инвестиционных программ, в том числе по ремонту судов, что грозит невыходом судов вовремя в навигацию и снижением общей готовности флота», – сообщил вчера вице-президент компании Андрей Клейменов. По его словам, «Волготанкер» будет обжаловать в суде действия налоговых служб.
ОАО «Волготанкер» – одна из крупнейших в Европе судоходных компаний в области перевозок наливных грузов. В конце прошлого года пароходству были предъявлены налоговые претензии за 2001 год в размере около 25,5 млн. долл. Налоговики утверждали, что за указанный период компании был незаконно возмещен налог на добавленную стоимость. Руководство «Волготанкера» сообщало, что, если следовать этой логике, за четыре последних года пароходство может получить до 80 млн. долл. налоговых претензий, а это погубит компанию. Очевидно, налоговикам понравилась эта цифра, и они пообещали вскорости предъявить претензии и за 2002 год.
Несмотря на явное сходство с «делом ЮКОСа», самарские налоговики утверждают, что никакого политического «заказа» на «Волготанкер» нет. Однако давление на компанию усилилось после того, как стало известно о предстоящих в ней изменениях. В частности, в конце августа 2004 года «Волготанкер» собирался поменять место регистрации с Самары на Ростов-на-Дону или Астрахань. «События последних лет отчетливо показали, что в ситуации с «Волготанкером» в Самаре столкнулись государственные и местные, даже местнические интересы», – объяснял тогда председатель совета директоров пароходства Александр Александрович. Уже на следующий день после объявления о перерегистрации самарские налоговики позвали руководство «Волготанкера» на совместную пресс-конференцию, а получив отказ, активизировали проверки пароходства.
Кроме того, на рынке ходили слухи о том, что менеджмент компании хотел продать 75%, который ему, по некоторым данным, принадлежит. Возможно, государство, владеющее 20% компании, само претендовало на продаваемый пакет, однако заплатить предложенную цену не захотело, увидев возможность получить его вовсе бесплатно.
Нельзя сбрасывать со счетов и некоторую связь «Волготанкера» с «делом ЮКОСа». До 2000 года пароходство находилось в управлении нефтяной компании, и даже после того, как юридической связи между ними не стало, основная доля перевозимых им грузов приходилась на нефть ЮКОСа. А на интернет-сайте пароходства до сих пор регулярно размещаются новости опальной нефтяной компании.