Вчера в Минфине «НГ» подтвердили факт приостановки переговоров с Парижским клубом о досрочном погашении внешнего долга нашей страны, которые ведутся с осени прошлого года. По мнению экспертов, причиной задержки стало несвоевременное поднятие этого вопроса – еще полгода назад Германия и Италия, которые являются основными нашими кредиторами, гораздо больше нуждались в деньгах, чем сейчас. Поэтому на Западе не торопятся с подписанием соглашения, надеясь навязать России более выгодные для Парижского клуба условия.
Напомним, долг России перед странами – членами Парижского клуба кредиторов на данный момент составляет 47 млрд. долл., из них 20 млрд. долл. приходится на долю Германии. В связи с дополнительными доходами от высоких цен на нефть и созданием Стабилизационного фонда Минфин принял решение досрочно погасить эти кредиты, выданные не на самых выгодных условиях. Странам Парижского клуба было предложено погасить весь долг перед ними за три года, при этом уже в 2005 году правительство Фрадкова готово выплатить около 10 млрд. долл., 6 из которых пришлись бы на долю Германии. Больше половины этой суммы предполагается изъять из Стабилизационного фонда, остальные деньги Минфин планирует получить на внутреннем долговом рынке.
«Думаю, чем раньше долг будет погашен, тем лучше, – сказал «НГ» главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков. – Сегодняшний график платежей рассчитан на многие годы вперед, и с учетом того, что население России сокращается, через десять-пятнадцать лет внешний долг придется платить гораздо меньшему количеству населения. Тем более сейчас есть ресурсы, которые лежат и не используются – это Стабилизационный фонд, сформированный из дополнительных доходов в условиях высоких цен на нефть. Это разумно и с финансовой точки зрения. Проценты, которые мы платим за оставшуюся часть долга, гораздо выше, чем тот процент, который мы могли бы получать, размещая Стабилизационный фонд в ценных бумагах, – то есть это были бы уже прямые финансовые потери».
Однако эта точка зрения верна лишь в том случае, если Минфину удастся отстоять свою позицию по использованию средств Стабилизационного фонда исключительно на погашение внешнего долга, а не на вложения в отечественную экономику. Если найти Стабфонду другое применение, внешний долг можно было бы рефинансировать за счет размещения международных займов с более выгодными для России условиями.
А пока в переговорах возникла неопределенность – предложение о досрочном погашении долгов не вызвало бурного спроса на Западе. «Если бы Россия выразила готовность погасить долг год или полгода назад – ситуация была бы другая, – отмечает Евгений Гавриленков. – У Германии и Италии, ее основных кредиторов, было в то время больше заинтересованности в дополнительных средствах. А последние данные показывают, что в Германии возобновился экономический рост, несколько снизилась безработица, поэтому теперь Парижский клуб на переговорах более точно рассчитывает условия». Стоит отметить, что улучшение экономического положения в Германии отчасти стало следствием летнего выпуска ценных бумаг, обеспеченных российским долгом.
Так как до этого долгами перед странами Парижского клуба кредиторов никто не торговал, немецкие ценные бумаги стали единственным рыночным индикатором стоимости этих кредитов. На переговорах с клубом Россия настаивала на том, чтобы условия сделки по досрочному погашению долга были сходны с условиями их выпуска – в том числе в части 10%-процентного дисконта при размещении. Однако за время обращения стоимость немецких ценных бумаг успела вырасти почти на четверть, и страны Парижского клуба – в частности, Германия, стали настаивать именно на этих условиях. На этом переговоры и зашли в тупик. Когда они возобновятся в Минфине не знают.