Даже по формальным признакам прошедший год стал для правительства не самым удачным. ВВП вырос меньше, чем планировалось, а инфляция, наоборот, превысила план почти на 2%. Если же учесть, что при этом государство получило, пожалуй, максимальный за постсоветский период доход из-за сверхвысоких цен на нефть, то итоги года можно назвать провальными. Ни по одному из направлений экономической политики не было достигнуто сколько-нибудь серьезных достижений, а институциональные и структурные реформы, о необходимости которых говорится уже десять с лишним лет, так и остаются на бумаге. Зато минувший год был отмечен тотальным дележом активов ЮКОСа, летним банковским кризисом (во многом, кстати, самими властями и спровоцированным) и авральным принятием закона о монетизации льгот, о чем многие чиновники еще не раз пожалеют.
Таких, выражаясь терминами советника президента по экономике Андрея Илларионова, «антирекордов» было еще немало. Так, в прошлом году резко возрос вклад денежных властей в вывод финансовых ресурсов из экономики. Как уже отмечала «НГ» (10.11.04), их объем может достигнуть расходной части федерального бюджета (97 млрд. долл.), причем на Минфин и ЦБ придется не менее 75 млрд. долл. Стабилизационный фонд аккумулировал более 570 млрд. рублей, а ЦБ пополнил свои золотовалютные резервы на 40 млрд. долл. Все эти деньги вывозятся из страны и вкладываются в иностранную валюту и ценные бумаги западных стран, то есть Россия помогает развивать экономику таких стран, как США, Великобритания, Нидерланды и пр. Эти меры потребовались для сдерживания инфляции и укрепления рубля, которые в прошлом году также значительно превысили плановые показатели.
В 2004 году инфляция составила более 11,7%, то есть превысила правительственный план на 1,7%. В 2004 году реальное укрепление рубля к доллару и евро, по расчету неправительственных экспертов, составило 16% и 7,1% соответственно. Учитывая доминирующую роль доллара, эффективное укрепление рубля к корзине доллар–евро оценивается в 12–13%. Это не мешает директору департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрею Клепачу утверждать, что «по итогам 2004 года реальный эффективный курс рубля укрепится немного более, чем на 5%». С ним полностью согласен и Алексей Кудрин. Каким образом эффективное укрепление рубля может быть существенно ниже реального укрепления двух ведущих валют – доллара и евро – совершенно непонятно.
Для Алексея Кудрина «эти изменения (валютного курса) остаются в пределах разумного и не создают серьезных проблем для российской экономики». Но даже глава МЭРТа Герман Греф признает, что «конкуренции с импортом товаров отечественные производители пока еще не выдерживают». Но когда это случится – неизвестно. Еще в начале прошлого года он отмечал, что в первом квартале в машиностроении и металлообработке рентабельность снизилась на 3%, и был уверен, что эта тенденция продолжится и во втором. Но это же прямой результат укрепления рубля. А по данным декабрьского опроса ВЦИОМа, укрепление рубля уже ударило по 75% отечественных предприятий.
Что касается роста ВВП, то в 2004 году плановые задания по этому показателю в течение года менялись от 6,4% до 7,1%, так что итоговые 6,8%, по мнению Германа Грефа, выглядят «в допустимых пределах». Министр признался, что высокие цены на нефть перестали положительно влиять на отечественную экономику и даже оказались причиной спада промышленного производства в третьем квартале. Он также подчеркнул, что продолжает снижаться инвестиционная активность и темпы роста инвестиций не достигнут запланированных 11,5% по итогам года. В ТЭКе же вообще наблюдается спад инвестиций, что точно можно назвать «антирекордом».
Кроме того, если в мае сразу после выступления президента страны Владимира Путина с Посланием перед Федеральным собранием у глав Минфина и МЭРТа не было ни малейшего сомнения относительно удвоения ВВП к 2010 году. «К 2010 году такая возможность есть», – уверял глава МЭРТа. Но уже по итогам первого полугодия Герман Греф констатировал, что необходимый для удвоения ВВП к 2010 году темп роста в 12–13% «не может быть достигнут ни по каким расчетам». В конце года глава МЭРТа порадовал, что среднесрочная программа социально-экономического развития выполнена на треть. «Остальные две трети не исполнены», – сожалеет он.
Примечательно, что впервые за четырнадцать лет из уст премьера мы услышали соответствующую оценку предлагаемой правительственными либералами среднесрочной программы развития страны на 2005–2008 годы: «полуфабрикат». По мнению Михаила Фрадкова, «в программе очень слабо выглядят структурные меры». В Госдуме да и в правительстве все чаще и громче звучат требования активизации поддержки отечественного производителя. Даже в Минэкономразвития признали, что для поддержания роста ВВП на уровне 6–7% в год правительству необходимо наращивать расходы «развивающего характера» в рамках крупных национальных проектов. Герман Греф первым из министров выступил с инициативой использовать средства Стабилизационного фонда на инвестиции.
В сценариях развития до 2015 года, которые разработал МЭРТ, самый оптимистичный как раз предусматривает наращивание госинвестиций до 5% ВВП в год. Но это все проекты, и им скорее всего сбыться не суждено. Пока бал в правительстве правит Минфин, а его главная задача сегодня – в накоплении денег на черный день. Так что в этом году прорывов ждать не приходится. Сохранить бы что имеем.