В минувшую пятницу стало известно, что крупнейшая в Европе судоходная речная компания в области перевозок наливных грузов – ОАО «Волготанкер», получила налоговые претензии за 2001 год в размере около 23 млн. долл. «Волготанкер» стал третьей российской крупной компанией после ЮКОСа и «ВымпелКома» с существенными долгами по налогам. Принцип, по которому налоговые органы выбирают «жертву», пока остается загадкой. Впрочем, в случае с «Волготанкером» не такой уж и неразрешимой – в свое время предприятие было «дочкой» ЮКОСа, и до сих пор 52% перевозимых им грузов составляет нефть опальной компании. Если налоговики не остановятся на 2001 годе, компания может получить еще до 10 млн. долл. налоговых претензий.
Уголовное дело по факту неуплаты налогов возбуждено против «Волготанкера» еще в августе. По данным следствия, за период 2002–2004 годов компания недоплатила 300 млн. руб. налогов. А в пятницу председатель совета директоров «Волготанкера» Александр Александрович сообщил, что, согласно акту налоговой проверки за 2001 год, компания «должна возместить около 20 млн. долл. налога на добавленную стоимость». Кроме того, «Волготанкер» получил решения налоговой инспекции об отказе компенсации НДС за текущий год на общую сумму 120 млн. руб. и доначислении НДС за 2004 год. Александр Александрович подчеркнул, что компания направила в суд протест на все решения налоговых служб. «Мы понимаем, что если проиграем дело о взыскании налогов за 2001 год, то сумма налоговых претензий может увеличиться до 80 млн. долл., за которые компания расплатиться не в состоянии», – заметил он. Завтра совет директоров «Волготанкера» планирует обратиться с открытым письмом к руководству России с просьбой о решении проблем пароходства на федеральном уровне. Если проблемы не разрешатся, компания будет вынуждена выплатить зарплату своим работникам на полгода вперед и все оставшиеся наличные средства, не обращаясь в суд, перечислить на уплату налогов.
Ряд экспертов считает, что налоговики проводят на «Волготанкере» «предпродажную подготовку» с целью снизить стоимость компании – по некоторым данным, ее менеджмент собирается продавать принадлежащий ему пакет акций. Другие аналитики считают происходящее частью общей тенденции предъявления налоговых исков к крупным компаниям.
О компании «Волготанкер»
ОАО «Волготанкер» является одной из крупнейших в Европе судоходных речных компаний в области перевозок наливных грузов. Она входит в группу компаний «Волготанкер», которая объединяет 11 российских судоходных, судостроительных, судоремонтных и сервисных компаний. Флот «Волготанкера» насчитывает 353 судна общим дедвейтом (предельным весом) 1,25 млн. тонн и состоит из танкеров, нефтерудовозов, барж и вспомогательного флота различного назначения. Около 52% нефти, перевозимой «Волготанкером», составляет нефть НК ЮКОС. При этом в течение четырех лет доля нефти ЮКОСа в перевозках «Волготанкера» достигала 86%. В октябре ЮКОС оплатил услуги за перевозку нефти и нефтепродуктов до 24 ноября – даты завершения навигации.
По материалам Интерфакса