Михаила Фрадкова язык довел до Парижа.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Расходы на систему образования в России в этом году составят около 4,9% ВВП, сказал председатель правительства Михаил Фрадков, открывая заседание кабинета министров, на котором рассматривались приоритетные направления развития образовательной системы страны. Проблема, безусловно, важная, вместе с тем надо понимать, что этот вопрос выдвинулся на первый план, как говорится, за отсутствием лучшего. Напомним, что сначала правительство планировало 9 декабря обсудить перспективы реформирования «Газпрома», позже пошел слух, что Герман Греф предложит новую программу среднесрочного экономического развития. Однако в конечном итоге вместо глобальных проблем экономики члены правительства сосредоточились на образовании, где хватает больших проблем.
Премьер признал, что ресурсная обеспеченность системы образования и оплата труда педагогов все еще неудовлетворительные и пора бы позаботиться о привлечении внебюджетных источников. Например, обеспечить связь образования с бизнесом. По словам премьера, именно бизнес-сообщество должно определять, «чему и как учить».
Это в идеале, ну а пока эта функция лежит на Минобрнауки, глава которого Андрей Фурсенко призвал сделать профессиональное образование «непрерывным, самостоятельным и высокодоходным бизнесом». Министр обещает, что в 2006 году у нас появится сеть негосударственных организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, к регулированию которых будут привлекаться работодатели. Причем не только к прогнозированию потребностей в кадрах, но и к оценке и разработке стандартов.
Модернизация финансирования отечественного образования чиновникам Минобрнауки видится в скорейшем переходе от сметного к нормативно-подушевому финансированию, позволяющему реализовать принцип «деньги следуют за учащимся». В 2008 году планируется ввести двухуровневую систему высшего профобразования. Первый уровень – бакалавриат, который будет готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Второй уровень – магистратура, выпускающая специалистов-управленцев. Ректор МГУ Виктор Садовничий усомнился: стоит ли ограничивать себя жесткими рамками? Вузовское образование должно быть многоуровневым, убежден он.
Андрей Фурсенко, естественно, не забыл и о средней школе. Ей уготовано такое будущее: единый госэкзамен (ЕГЭ) сохранят и усовершенствуют, учебную нагрузку на учеников снизят, а зарплату учителям повысят. Впрочем, сделают это странным образом: прибавку жалованья получат из тех денег, которые педагоги получают за дополнительные занятия, репетиторство и т.п. Просто эти виды заработка чиновники легализуют и, естественно, обложат налогами. А еще министр Фурсенко показал себя сторонником раннего развития детей, высказавшись за создание системы предшкольной подготовки.
Тема образования найдет продолжение и в Париже, куда вчера вылетел премьер-министр Михаил Фрадков. В ходе его визита планируется подписать соглашение об изучении русского языка во Франции и французского – в России.
Кроме того, в рамках двухдневного визита запланированы встречи с президентом Франции Жаком Шираком и премьер-министром республики Жан-Пьером Раффареном. Как сообщил источник «НГ» в правительстве, на переговорах предполагается рассмотреть перспективы взаимодействия России и Франции в авиационной и энергетической сферах. В частности, предполагается обсудить вопросы сертификации ряда российских самолетов и поставок ядерного топлива в Европу, подписать меморандум о сотрудничестве между министерствами юстиции двух стран.