Банк России считает российскую банковскую отрасль успешной. ЦБ РФ связывает это с запуском системы страхования вкладов. Об этом заявил вчера первый зампредседателя ЦБ РФ Андрей Козлов на международном финансовом форуме «Банки и бизнес: пути сотрудничества». «Мы реально наблюдаем существенное улучшение у банков. Все проверяемые банки полностью раскрыли своих владельцев», – прокомментировал Андрей Козлов позицию ЦБ РФ, который «принял положительные решения» по 296 кредитным организациям. Кроме того, по словам Андрея Козлова, объем выданных кредитов российскими банками за 10 месяцев этого года вырос в 1,8 раза.
Председатель комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев предложил перенять бразильский опыт, по которому банковский сектор опекает промышленность, давая таким образом развиваться ей и в то же время получая дивиденды: «Мы пришли к выводу, что развитие России очень напоминает бразильское. В отличие от России там довольно жестко подходят к капитализации банков. Филиалы там очень дешевые – зачастую в них работают лишь 2 человека, весь документооборот электронный. Кроме того, ни один промышленный проект страны не обходится без отечественного банковского капитала».
То есть «ключом» к усилению российских банков могло бы стать увеличение их капитализации. Но почему же наши банки такие бедные? «Потому что основные денежные потоки – более 40% – идут мимо них, – отвечает завкафедрой Академии народного хозяйства при правительстве РФ, академик Абел Аганбегян. – 200 млрд. долл. вывозят за рубеж. И еще 80 млрд. долл. – долг отдельных наших компаний Западу. И это не государственный долг! По расчетам Мирового банка, на 70% наш экономический подъем связан с высокими экспортными ценами. Мы получаем, таким образом, «в подарок» от мирового рынка 50 млрд. долл. Но как только цены выправятся, мы их потеряем». Академик подчеркнул, что панацеей может стать только ориентация на стратегические инвестиции. Именно невнимание к ним привело к упадку промышленности. «Импорт в России растет в 3–4 раза быстрее, чем внутреннее производство», – подчеркнул Абел Аганбегян, рассказав об особо плачевном состоянии легкой промышленности.
Получается выход один: смена позиции государства по отношению к промышленникам. Так, Андрей Козлов сообщил, что ЦБ РФ выступил за изменения Гражданского кодекса, которые расширят возможности банков, заинтересованных в долгосрочной кредитной базе. Кроме того, поправки в законы позволят Центробанку противодействовать вывозу капитала из российских банков: нерезидентам затруднят снятие с российских счетов наличной иностранной валюты, хотя, по заверениям Андрея Козлова, такие банки «можно пересчитать по пальцам одной руки». Он объявил о том, что ЦБ РФ направил предписание прекратить подобные операции двум банкам: «Мошеннические операции находятся под нашим контролем, и мы будем их выдавливать».
Банкиры отметили, что на самом деле банки не влияют на рост экономики. «Увеличение доступа к финансовым ресурсам реального сектора и их выход на безубыточную деятельность повысили бы их инвестиционную привлекательность, – заметил председатель Национального банка Башкортостана Рустэм Марданов. – А пока этому мешает значительный объем теневых финансовых потоков, отток капитала, неэффективное взаимодействие с госорганами». Он отразил мнение многих, что сегодня каждой из российских фирм можно предъявить налоговые претензии, учитывая перипетии 90-х: «Нет мотивов целиком показывать свою прибыль, и весь объем налогов они стараются вывести из-под своей ответственности. То есть предприятия не ориентированы на экономический рост. И роль банков в этом минимизирована».