– Отреагировал ли как-то «Газпром» на заявление президента ТНК-ВР Роберта Дадли о том, что компания готова отказаться от контроля в Ковыктинском проекте ради вхождения в него газового монополиста?
– Наши дискуссии с «Газпромом» по этому поводу продолжаются уже достаточно долгое время. Думаю, что сейчас мы уже вплотную подходим к тому моменту, когда должны быть приняты принципиальные решения относительно его вхождения в проект и участия в нем. Эти решения, конечно, зависят от тех потребностей в газе, которые существуют сегодня в Корее и Китае. Наши планы предусматривают начало поставок газа в Китай и Корею в 2009–2011 годах – тогда мы сможем уложиться в «рыночное окно», которое возникнет в это время. Со стороны покупателей мы видим полную готовность. Теперь российское правительство должно принять решение и продемонстрировать готовность добывать газ и продавать его. Мы уже несколько месяцев говорим о том, что с удовольствием примем «Газпром» в качестве партнера по участию в проекте на коммерческих условиях. Надо понимать, что сейчас очень важным моментом является разработка и освоение газовых ресурсов в Восточной Сибири и в связи с этим нам нужно обязательно зафиксировать свою нишу на экспортных рынках Китая и Кореи.
– Вы говорите, что решений от «Газпрома» можно ожидать в ближайшее время. Определены ли конкретные сроки?
– Когда вы работаете в таких крупномасштабных международных проектах, нужно с осторожностью подходить к уточнению временных рамок – есть некоторые обстоятельства, которые очень сильно влияют на наши прогнозы. Я говорю, что ближайшие месяцы критически важны для принятия этих решений, поскольку за это время китайцы и корейцы должны, со своей стороны, принять решения по приему газа. При этом они могут принять решения по покупке сжиженного природного газа, и это не обязательно будет российский газ, они могут определить для себя другие источники поставок этого газа.
– Вы сказали о том, что теперь ожидаете поддержки правительства в этом проекте. Утверждено ли уже правительствами трех стран ТЭО проекта?
– Мне представляется, что правительства всех трех стран оказывают большую поддержку проекту. Вопрос лишь в том, что нужно это форсировать и непосредственно перевести этот проект на стадию начала реализации. Я думаю, что правительство должно продемонстрировать, что его приоритетом является поставка трубопроводного восточно-сибирского газа. Ведь потенциал поставок этого газа огромен в сравнении, скажем, с СПГ, где потенциал очень ограничен.
– Когда ожидается утверждение правительствами проекта?
– Я бы сказал, что это должно произойти в первой половине следующего года при условии, если будет согласован состав партнерства в этом проекте. Думаю, что как только будет известен новый состав партнерства, многие из существующих сейчас вопросов автоматически прояснятся.
– У Минприроды был ряд претензий к «РУСИА-Петролеум», из-за которых был возможен отзыв лицензии на освоение Ковыктинского месторождения. На какой стадии находится рассмотрение лицензии?
– Мы достаточно плотно работаем с МПР. На всех уровнях была проделана хорошая работа, и мы с министерством уже согласовали ряд поправок, которые будут внесены в лицензионное соглашение. Они касаются дополнительных обязательств, в них более четко определена та работа, которую мы должны делать. Сейчас мы ожидаем ратификации этих поправок.