Международное энергетическое агентство (МЭА) предупредило Евросоюз об опасности зависимости от поставок российского газа. Об этом на днях заявил директор агентства Клод Мандил. «Правительства (европейских стран. – «НГ») слишком поторопились, решив, что проблем с поставками газа и электричества никогда не возникнет», – приводит его слова британское издание Financial Times (FT, перевод сайта «ИноПресса»). По мнению МЭА, главными угрозами энергетической безопасности ЕС являются политический кризис на Украине и усиление монопольного положения «Газпрома» в связи с его планами поглощения нефтяных компаний.
В «Газпроме» отмечают, что Европе не стоит беспокоиться по поводу выполнения компанией своих экспортных обязательств. Кроме того, представители газовой монополии считают, что Украина не допустит проблем с транзитом газа по своей территории. «Обеспечение надежного транзита газа по территории Украины одинаково важно как для России, так и для Украины. Оказание транзитных услуг, за которые Украина только в 2004 году получит около 28 млрд. кубометров российского газа, является составной частью энергетической безопасности Украины», – сказал «НГ» начальник управления по работе со СМИ «Газпрома» Игорь Волобуев.
Впрочем, представители МЭА не на пустом месте опасаются украинских проблем. Европа уже научена горьким опытом отношений России и Белоруссии, когда из-за неурегулированности вопросов цены газа и стоимости его транзита поставки в ряд европейских государств (Польша, Литва) были ограничены на непродолжительный срок. «Газпрому» пришлось срочно искать обходные пути для транспортировки газа, и тогда именно Украина во многом спасла положение. Так что роль Украины трудно переоценить, учитывая, что на сегодня около 80% российского газа в Европу идет именно через нее. В то же время, как отмечают в МЭА, все риски, связанные с Украиной, носят политический, а не экономический характер. Тем более что основные спорные вопросы в газовой сфере Россия и Украина в этом году сняли. Прорывом можно считать заключенные соглашения об урегулировании украинского долга в 1,6 млрд. долл. за российский газ. Кроме того, в рамках этих же договоренностей «Газпром» заплатил авансом «Нафтогазу Украины» 1,25 млрд. долл. за транзит 19,2 млрд. кубометров газа в 2005–2009 годах.
С «Газпромом» связана и вторая «страшилка» для ЕС. Главный экономист МЭА Фатих Бирол, которого также цитирует FT, выразил обеспокоенность тем, что газовый монополист ведет активную политику по увеличению своих нефтяных и энергетических активов. «Мы обеспокоены тем, что «Газпром» берет на себя много полномочий, и хотели бы видеть больше конкуренции», – заявил он.
Однако в «Газпроме» призывают европартнеров не бояться своего укрупнения. «Приобретение новых активов, в числе которых также есть и газодобывающие активы, никакой опасности выполнению долгосрочных контрактов по поставкам газа на экспорт не несет. Наоборот, усиление позиций «Газпрома» как крупной энергетической компании на глобальном энергетическом рынке создает дополнительные гарантии надежности и безопасности поставок российского газа», – отмечает Игорь Волобуев.
Стоит отметить, что ранее Фатих Бирол критически отзывался о планах правительства Германии во главе с канцлером Шрёдером увеличить закупки газа из России из-за закрытия атомных электростанций. «Для достижения поставленных экономических целей в будущем году России потребуются очень высокие цены на нефть и газ, – считает главный экономист МЭА (Financial Times Deutschland, перевод «ИноСМИ»). – В этой связи нынешняя стратегия ФРГ, предусматривающая увеличение закупок газа в России, представляется рискованной».
Несмотря на то что заявления руководителей МЭА не носят обязательного характера, они могут иметь далеко идущие последствия. Прежде всего потому, что они ложатся на уже готовую почву. В Европе давно идут к необходимости диверсификации поставок газа и либерализации газового рынка. Нестабильность на Украине и в Белоруссии, а также усиление монопольного положения «Газпрома» вполне могут подстегнуть этот процесс. Впрочем, пока российскому монополисту опасаться нечего – его контракты с европейскими потребителями носят долгосрочный характер.