Анатолию Чубайсу и Виктору Христенко еще не раз придется обсудить реформу электроэнергетики.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
В проведении структурных преобразований в электроэнергетике «есть некий сдвиг по времени – примерно 2–3 месяца», признал глава Минпромэнерго РФ Виктор Христенко, подводя итоги заседания рабочей группы по реформированию отрасли. Сдерживающим фактором преобразований электроэнергетики оказалась административная реформа, считает наш источник в правительстве. На каком-то этапе были упущены руководящие рычаги, и теперь правительство, по словам источника, пытается наверстать упущенное.
В то же время некоторые эксперты считают, что в данном случае премьер-министр Михаил Фрадков сознательно «притормаживает» реформу электроэнергетики, стремясь усилить собственные аппаратные позиции, а также позиции курируемого им Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ. Однако наметившееся отставание от первоначального плана руководство РАО «ЕЭС России» не считает критичным. С этим выводом согласны и члены рабочей группы. По словам Виктора Христенко, после рассмотрения результатов работы подгруппы по структурным преобразованиям участники заседания пришли к общему выводу: реформа энергетики идет достаточно активно, и конец 2006 года – «вполне реальный срок, в который эти структурные преобразования могут быть завершены, что приведет к ликвидации РАО «ЕЭС».
Министр также отметил, что в процессе обсуждения возник целый ряд вопросов, ответы на которые надо искать в плоскости совершенствования нормативно-правовой базы. В частности, это касается перекрестного субсидирования, чувствительно влияющего на всю экономику, вопросов функционирования тепловых электростанций, преобразований в большой и малой энергетике. Причем, по мнению Виктора Христенко, структурные преобразования РАО «ЕЭС» необходимо синхронизировать с подготовкой нормативно-правовой базы.
Комментируя вопрос о возможности проведения спецденежных аукционов по продаже долей в оптово-генерирующих компаниях (ОГК), министр сказал, что пока принятые ранее решения никто не отменял. Ну а что касается окончательных решений о том, как надлежит оформить отчуждение активов или их приватизацию, то они могут приниматься как до 2006 года по завершении формирования ОГК, так и позже. Однако, подчеркнул Виктор Христенко, до ликвидации энергохолдинга эти решения будут приниматься, исходя из корпоративной логики, а после 2006 года – «в логике закона о приватизации». Идея о формах, методах и сроках продажи активов остается в обсуждении. Ее решение будет привязано к тому, когда и какие объекты будут готовы к выставлению на аукционы, подытожил министр.
Со своей стороны, глава правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс отметил, что инициатива ликвидации энергохолдинга через реорганизацию была положительно воспринята всеми участниками заседания рабочей группы по реформированию электроэнергетики. Самой разумной технологией реорганизации, считает Анатолий Чубайс, было и остается «пропорциональное разделение на зеркальной основе», в результате которого каждый акционер, вплоть до бабушки-пенсионерки, получит во вновь создаваемых компаниях свою долю.
Теперь свою позицию к планам завершения структурных преобразований в электроэнергетике должно сформировать правительство. Но прежде чем очередь дойдет до кабинета министров, вопрос будет вынесен на очередное заседание Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, которое запланировано на эту неделю. Состоится ли оно, а если состоится, то какие решения примет, пока неясно. В конечном счете сегодня почти все зависит от Михаила Фрадкова, точнее, от его готовности дать «добро» на начало завершающего этапа реформы РАО «ЕЭС». Премьер же пока своего «последнего» слова не сказал.