Тяжелые раздумья питерского либерала.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Министр экономического развития и торговли Герман Греф продолжает скептически отзываться о российской экономике. Тон его высказываний лишь немного уступает категоричным заявлениям советника президента по экономике Андрея Илларионова, считающего, что экономическая политика, проводимая с 2001 года, отрицательно сказывается на росте ВВП. Вчера, выступая перед депутатами Госдумы, Герман Греф также дал весьма жесткую характеристику сложившемуся положению и почти признался в том, что не может повлиять на ситуацию.
Вообще в последних выступлениях Грефа часто проскальзывает такая мысль, что хоть он и министр экономики, но основные решения, касающиеся сферы своего ведения, он не принимает. Фактически он признает свою роль «статистика» – человека, фиксирующего цифры, занимающегося аналитикой, даже делающего какие-то предложения, но, по сути, не влияющего на происходящее. Роль эта ему, видимо, не очень нравится, поскольку министр пытается постоянно возражать тем людям, которые решения принимают. Вчера он в очередной раз выступил против планов по укрупнению естественных монополий (прежде всего глава Минэкономразвития имел в виду «Газпром»), за что высказываются представители администрации президента.
Герман Греф считает, что в России необходимо «максимально ограничить неконкурентный сектор экономики», поскольку в монопольных секторах производительность «не только не растет, но и падает». Поэтому, по мнению министра, государство должно максимально уйти из конкурентных сфер, а монопольные сектора необходимо реформировать.
Примерно в то же время помощник президента Игорь Шувалов заочно ответил Герману Грефу, заявив, что даже после укрупнения в результате приобретения нефтяных активов «Газпром» останется эффективной компанией. «Бизнес может быть каким угодно по размерам, эффективность работы зависит от управления», – уверен помощник президента.
Герман Греф продолжает также оспаривать тезис представителей администрации президента и Минфина о том, что Стабилизационный фонд – это «каркас экономики» и что тратить его можно лишь на выплату внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда. По его словам, «Стабилизационный фонд можно и нужно использовать», а размер его не должен быть чрезмерным. Греф уверен, что деньги из фонда должны направляться на инвестиции в инфраструктуру и проекты частно-государственного партнерства.
Однако пока голос министра не слышен и власти продолжают вести прежнюю политику, одним из результатов которой стало резкое падение курса доллара. Центральный банк держал курс американской валюты почти до конца октября на уровне 28,5 рублей (а еще летом за доллар давали больше 29 рублей), но, стремясь хоть как-то снизить темпы инфляции, ЦБ с ноября перестал удерживать рубль от укрепления. Вчера доллар упал до 28 рублей, и это, считают эксперты, не предел. Причины лежат в том, о чем говорил Греф – зависимость от нефти, чрезмерное поступление валюты в страну, спад деловой активности и нежелание властей использовать деньги на финансирование инвестиционных проектов.
В результате нефтедоллары копятся на рынке и живут своей собственной жизнью, давя все, что можно задавить, в том числе и инициативу чиновников. Чиновники же сегодня, похоже, заняты исключительно «делом ЮКОСа». В такой ситуации министр экономического развития становится просто не нужен, его никто не слушает, и он ничего не решает. Однако Герман Греф по должности не может оставаться равнодушным к происходящему, поскольку именно ему придется отвечать за провалы и «невозможность достижения 12–13% роста ВВП». Поэтому выход у него один: хотя бы говорить правду (или часть ее) о том, что происходит с вверенной ему экономикой страны. Жаль, эффект от этого невелик.
═
Что говорил Герман Греф депутатам
═
На текущий год Минэкономразвития еще раз снизил прогноз роста ВВП – теперь с 6,9% до 6,8%. При этом министр признался, что высокие цены на нефть перестали положительно влиять на отечественную экономику и даже стали причиной спада промышленного производства в третьем квартале. Он также подчеркнул, что продолжает снижаться инвестиционная активность и темпы роста инвестиций не достигнут запланированных 11,5% по итогам года. Зато инфляция в 2004 году очевидно, превысит заложенные 10%, говорит Герман Греф и отмечает, что ее уровень составит около 11,5%. Кроме того, он подчеркнул, что необходимый для удвоения ВВП к 2010 году темп роста в 12–13% «не может быть достигнут ни по каким расчетам». Министр также сообщил, что среднесрочная программа социально-экономического развития выполнена на треть. «Остальные две трети не исполнены», – сказал он.