– Олександр Анатольевич, изменилось ли в ходе нынешнего кризиса отношение к двум кандидатам со стороны финансово-промышленных групп, которые их поддерживали?
– Поддержка кандидата от власти и до выборов не была добровольной. В 80 процентах случаев власть заставляла нести такие издержки. Те же, кто финансировал оппозицию, делали это по собственной инициативе. Они поддерживают оппозицию и сейчас. А структуры, финансирующие власть, вряд ли продолжают это делать. Переголосование – наилучший выход из положения, но он проигрышный для власти. Те события, которые идут в регионах, – очень сильная рекламная кампания для оппозиции. Вне всякого сомнения и Донбасс совсем по-другому проголосует после всего этого. Поэтому и той финансовой поддержки кандидата от власти, которая была перед первым туром выборов, больше уже не будет. Думаю, что все постепенно перейдут на сторону Ющенко. Другое дело, что вряд ли вторая сторона пойдет на переголосование. Она постарается затянуть переговоры, убрать улицу, а под ковром попытаться каким-то образом зацепиться за власть.
– Правда ли, что некоторые банкиры предлагают присоединиться к забастовке?
– Да, некоторые банкиры звонили мне и говорили – ну так что, будем бастовать? Я в связи с этим сделал заявление о том, что банк не может быть объектом политических пристрастий. Люди могут принимать участие в протестных акциях, но банк должен выполнять свои профессиональные обязанности. Мы должны сочетать проявление гражданской позиции и проявление высокого уровня профессионализма. С таким письмом я обратился ко всем участникам ассоциации, а на другой день мы провели совместную пресс-конференцию с главой Национального банка Сергеем Тигипко (руководитель предвыборного штаба Виктора Януковича. – «НГ») и заявили, что мы едины, противоречий между Нацбанком и коммерческими банками нет. Главная задача сейчас – уменьшить дестабилизирующее влияние политической ситуации на финансовый рынок.
– А каково это влияние?
– Могу сказать, что на поддержание национальной валюты, на то, чтобы сбить панику на рынках, ушло за эти дни более миллиарда долларов из резервов Нацбанка. Но банковского кризиса, банкротств пока не было – финансовая система у нас достаточно устойчивая.
– Как понимать оранжевое знамя над Национальным банком?
– Позиция его руководства априори аполитична. Но существует ведь коллектив банка. Как, например, коллектив нашей ассоциации. Работа у нас продолжается, но многие девчата готовят обеды для митингующих на майдане Незалежности, а некоторые сами ушли на митинги. И в Национальном банке работают люди, которые голосовали за Ющенко, и они хотят защищать свой голос. Правление банка не может запретить это делать. Но ставит задачу: исполняйте свои обязанности, а если есть свободное время – пожалуйста, идите покричите. Один горячий хлопец повесил флаг, но его вскоре сняли – все-таки государственное учреждение. И я думаю, это правильно. Должно быть разделение – гражданское и профессиональное.
– А как вы формулируете свою гражданскую позицию?
– Моя позиция давно известна, я опубликовал несколько статей с ее изложением. Я сторонник обеспечения честных выборов и считаю, что власть не справилась с этой задачей. Уже этого для меня достаточно, чтобы отправить в отставку всех за то, что они не смогли обеспечить главного – свободного волеизъявления граждан Украины. Я абсолютно убежден в том, что Ющенко действительно победил. Я не могу этого доказать сегодня. Для меня президент – Ющенко. Но я хотел бы объективности. Поэтому мы должны сформировать новую избирательную комиссию, снять административный ресурс, добиться прозрачности избирательной кампании – и сделать переголосовку.
– Большинство ваших коллег-банкиров так же считают?
– Безусловно. Я сделал проект заявления о поддержке данной позиции коллективами банков. И из 126 банков – около 100 поддержали этот проект. И все-таки я его не огласил, поскольку считаю, что решение должно быть консенсусным. К тому же ситуация в самих банках довольно щекотливая. Один банкир мне рассказывает: на сайте его организации идет ожесточенная дискуссия между руководителями западных и восточных филиалов. Как можно принять решение в ту или иную сторону?
– А почему такое отношение у банкиров к Кучме и Януковичу?
– Вот вам пример. На банк МРИЯ месяца полтора назад наехала власть – только за то, что им руководит Петр Порошенко, один из ближайших соратников Ющенко. И я обратился к президенту и премьеру: прекратите произвол, нельзя этого делать. За банком стоит полмиллиона людей. Разбирайтесь с руководителем, но не учреждением. В ответ – отписки из прокуратуры. И все-таки банк удалось отстоять. Но понимания, что так делать нельзя, я не увидел. Для меня это означает, что такая власть для банковской системы не нужна. Кто такой Ющенко, я знаю, я с ним работал, когда он был премьером.