Герман Греф не любит монополистов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
У наиболее «продвинутых» правительственных экономистов, очевидно, закончилось терпение, и они вопреки сложившейся в последние годы традиции начали резко критиковать политику государства в отношении различных экономических процессов. Вслед за советником президента по экономическим вопросам Андреем Илларионовым, жестко выступившим недавно против «дела ЮКОСа», ряд заявлений сделал министр экономического развития Герман Греф. В среду на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве он высказал свои претензии к «Единой России», раскритиковал монополизацию «Газпрома» и сообщил, что одним только ростом нефтедобычи удвоения ВВП не добьешься.
Министр экономразвития отметил, что сырьевые отрасли больше не могут способствовать увеличению темпов экономического роста в стране, поскольку в настоящее время живут за счет высоких цен на сырье на мировых рынках. «Рост нефтедобычи умер, он больше 2–3, может быть, 5% в год не даст», – считает Герман Греф. «Никакое удвоение ВВП невозможно без малого и среднего бизнеса», – подчеркнул он. При этом, по его мнению, государство не совсем понимает роль бизнеса в экономике России. Он сообщил, что при обсуждении бюджета на следующий год депутаты, в том числе от «Единой России», неоднократно пытались уменьшить средства, выделяемые на развитие малого и среднего бизнеса. «Единая Россия» – партия власти и поддержки всего, что только можно», – заметил он.
Еще большее раздражение вызывает у Германа Грефа «Газпром», скупающий пакеты акций и активы различных компаний. По словам министра, «Газпром» «скупает все подряд, мы повышаем тарифы на газ, а «Газпром» вкладывается во все мыслимые и немыслимые виды бизнеса». Будучи членом совета директоров «Газпрома», Герман Греф, по его собственному признанию, только из интернета узнал о покупке газовой монополией блокирующего пакета акций «Мосэнерго» за 1 млрд. долл. «Осталось купить железные дороги и – все отдыхают», – заметил он. Одновременно с этим в стране происходит «удушение бизнеса за счет повышения цен на газ». «Попробуйте купить газ у нас в стране при открытии нового предприятия», – предложил министр и рассказал, что ему самому приходится пробивать в «Газпроме» лимиты на газ по просьбам предпринимателей, «как будто для себя самого». «Нам необходимо поставить точку, это лицемерие с нашей стороны», – резюмировал Герман Греф.
Министра можно понять. Формально за экономическую политику России отвечает именно его ведомство, и осенняя остановка экономического роста, и уже ставшее реальностью превышение запланированного уровня инфляции могут быть поставлены в вину именно ему. Чтобы как-то повлиять на ситуацию, Герман Греф уже предлагал и использовать средства Стабилизационного фонда на финансирование инфраструктурных проектов, и создать из этих же средств венчурный фонд для поддержки инновационных проектов. Однако все попытки МЭРТа что-либо сделать натыкаются либо на ответ «нет денег» из Минфина, либо на нежелание премьер-министра Михаила Фрадкова принимать стратегические решения – как, например, в случае с решением о способе акционирования оптовых генерирующих компаний, которого безуспешно добиваются МЭРТ и РАО «ЕЭС». Поэтому громкие заявления Германа Грефа пока больше похожи на глас вопиющего в пустыне.