Вчера основной акционер ЮКОСа, гибралтарская Menatep Group с предельной ясностью продемонстрировала свою позицию в отношении предстоящей продажи основной добывающей «дочки» опальной нефтяной компании ОАО «Юганскнефтегаз». Управляющий директор группы Тим Озборн сообщил, что Menatep Group обратилась к российским властям с предложением провести переговоры о планируемом аукционе. «Юганскнефтегаз» может быть продан по цене значительно ниже его истинной стоимости, – сказал он. – Мы направили письмо фактически Путину, чтобы подтолкнуть российское правительство к переговорам по этому вопросу. Мы просили их об этом, однако они не ответили. Это еще одна попытка». Одновременно с этим основные акционеры ЮКОСа официально сообщили о своем намерении принять судебные меры для предотвращения незаконной продажи любых активов ЮКОСа.
В распространенном вчера официальном заявлении группы сказано, что «заявление российского правительства о намерении 19 декабря выставить на аукцион «Юганскнефтегаз», один из ключевых активов ЮКОСа, является экспроприацией и вызвано абсурдными налоговыми претензиями к ЮКОСу, которые в настоящее время превышают выручку компании». По мнению владельцев ЮКОСа, «о преднамеренности действий и преследовании личной выгоды в данной ситуации говорит тот факт, что объявленная правительством стартовая цена аукциона ниже, чем результат самой пессимистичной оценки, проведенной его собственными финансовыми советниками». Впрочем, у властей скорее всего найдется объяснение, почему все обыкновенные акции «Юганскнефтегаза» будут проданы по цене 8,6 млрд. долл. вместо 10,4 млрд. долл., в которые оценил компанию инвестбанк DrKW. Очевидно, эта сумма была уменьшена на 2 млрд. долл. налоговых претензий к «Юганску», которых на момент проведения оценки еще не было.
Тем временем начинает формироваться круг возможных участников аукциона по продаже «Юганскнефтегаза» – правда, пока в основном из иностранных компаний. Помимо итальянской ENI, которую эксперты считают наиболее вероятным претендентом, а возможно, и победителем аукциона, возможность участия в торгах рассматривают Shell и китайская корпорация CNPC. Впрочем, обе компании настаивают, что конкретных решений о выставлении заявок еще не приняли.
Скорее всего обе ждут неких сигналов от российского правительства о том, что они будут желанными участниками аукциона. Shell в течение ближайших недель ожидает вхождения «Газпрома» в свои сахалинские проекты, а CNPC только-только добилась возобновления поставок российской нефти – правда, уже не ЮКОСом, а «ЛУКОЙЛом», и в значительно меньших объемах. Поэтому принимать решение без согласования с российскими властями для них было бы слишком большой роскошью.