Наконец-то западные эксперты обратили внимание на замедление темпов экономического роста России. Вплоть до недавнего времени они, как будто сговорившись, твердили исключительно о наших макроэкономических супердостижениях, лишь изредка добавляя, что если проблемы и есть, то только в сфере структурных реформ. Вчера главный экономист представительства Всемирного банка в России Джон Литвак после дежурного вступления касательно позитивных тенденций в нашей экономике всерьез заговорил о замедлении темпа роста производства в России в третьем квартале 2004 года. Помимо этой проблемы к числу неудач он также отнес неустойчивость потоков краткосрочного капитала и спроса на деньги, а также трудности в банковском секторе.
По словам Джона Литвака, представлявшего 9-й отчет Всемирного банка по экономике России, существует мнение, что замедление темпов роста связано с проблемами ликвидности и излишней стерилизацией денег через Стабилизационный фонд. Однако, «похоже, проблема не в этом», сказал экономист. Скорее, по его словам, здесь нужно винить быстро растущие издержки производства, снижающие конкурентоспособность российских предприятий. Немаловажным вопросом остается тема обложения налогами нефтяной отрасли. «Необходимо определить, не стало ли налогообложение дополнительных доходов слишком высоким для удачного развития отрасли и какова роль государства в этой отрасли», – сказал Джон Литвак.
По мнению экономиста, «неопределенность в регулятивных и других условиях осложняет инвестиционный климат». Существуют также опасения, что конкурентоспособность и диверсификация российской экономики под угрозой. Дело в том, что «для достижения диверсифицированного экономического развития рост производительности и реструктуризация не должны происходить медленнее, чем реальное удорожание рубля», считают во Всемирном банке. Что же касается темпов укрепления национальной валюты, то мы видим, что в настоящее время они достаточно высоки. Впрочем, один плюс в этом однозначно есть – с 2003 года вырисовалась довольно четкая тенденция: приток капитала в страну происходит тогда, когда начинается подорожание рубля. Как только намечается его падение, начинается отток. Так, например, в первом полугодии 2004 года денежные власти России изо всех сил сдерживали рубль, и за это время из страны ушло 8,6 млрд. долл. Таким образом, делают вывод во Всемирном банке, «неустойчивость потоков краткосрочного капитала, по-видимому, связана с политикой курса рубля».
Вообще, по словам Джона Литвака, высокий приток валюты в Россию, общая неустойчивость потоков капитала и неопределенность в денежном спросе серьезным образом затрудняют макроэкономическую политику страны. Главный экономист представительства ВБ в России уверен, что денежные власти нашей страны в настоящее время не способны одновременно достичь таких целей, как контроль за инфляцией и реальным курсом рубля. Именно поэтому, убежден Джон Литвак, особенное внимание сейчас следует уделять Стабилизационному фонду. «При помощи накоплений в нем гораздо более реально регулировать курс рубля и инфляцию», – сказал экономист.
Джон Литвак отметил в своем выступлении, что среднесрочная стратегия правительства России может оказать положительное влияние на ожидания инвесторов лишь в том случае, если будет выполнена основная стратегическая цель, заявленная властями еще в 2000 году, а именно – улучшение климата для частного бизнеса и инвестиций. Впрочем, выполнение этой задачи, а также «реализация предстоящих структурных реформ потребует со стороны правительства серьезной целенаправленной работы», отметил главный экономист представительства Всемирного банка.