Степень престижности и инвестиционной привлекательности любой недвижимости, будь то офис или квартира, торговый центр или кинотеатр, определяется ее местоположением. Это главнейший фактор и, можно сказать, непреложный закон. Первый вопрос, которым мы задаемся, когда пытаемся выяснить, насколько дорога квартира и насколько солидна компания, – «где она находится?». Меняются предпочтения – местоположение остается. Возможно, настанет время, когда небоскребы станут признаком нищеты. Возможно, наоборот, станет непрестижным иметь обособленное жилье. Мода изменчива. Однако при любом раскладе, как говорят сведущие в строительном бизнесе люди, недвижимость с видом на Кремль будет цениться всегда. То же можно сказать и о близости к метро – жилье рядом с ним всегда будет стоить дороже, чем то, которое оторвано от точек общественного транспорта, как бы ни были доступны автомобили.
Итак, при выборе офиса в первую очередь бизнесмен смотрит на его местоположение. Адрес – это то, что должно играть в плюс компании. На второй план сейчас потихоньку начинает выдвигаться то, что можно назвать стилем, или архитектурными особенностями. Уходит то время, когда офисом называлось то, что в советские времена было просто кабинетом. Теперь красивого западного слова недостаточно, нужна солидность, индивидуальность, свое лицо – «фасад». Российские предприниматели все большее внимание обращают на западных бизнесменов, для которых особенно важно, как выглядит здание их компании. Конечно, для рынка недвижимости России вообще характерен архитектурный пробел, будь то коммерческая или жилая недвижимость. В последней некоторые подвижки начали намечаться после прихода на рынок частных компаний-застройщиков, которые могут позволить себе потратить определенные деньги и время на продумывание архитектуры будущих элитных домов, а если для этого не хватает своих человеческих ресурсов, нанять западных архитекторов. Сейчас в Москве над жилыми постройками уже работают такие известные за рубежом профессионалы, как Рем Колхас, Заху Хадид и Эрик ван Эгераат. Участвуют западные архитекторы и в разработке коммерческой недвижимости. Это касается, кстати, не только офисов, но и торговых, складских и развлекательных помещений. Сама идея торгово-развлекательных центров была взята на Западе, поэтому несложно догадаться, что и дизайн таких зданий ориентирован на западный.
По внешним признакам современные офисы можно разделить на две категории – отдельные многоэтажные здания и особняки. В первых – компания может владеть этажом или несколькими этажами, а может и всем зданием. Вторые сейчас не сильно распространены: если компания некрупная, у нее может не хватить денег на аренду офисного особняка в центре столицы, крупная же может в нем просто не поместиться. В результате мы видим череду однообразных офисных многоэтажек. Исключения составляют разве что здания «титанов» вроде «ЛУКОЙЛа» и «Газпрома». Если устроить среди москвичей опрос, пожалуй, именно эти здания они назовут в числе наиболее запоминающихся.
Впрочем, сейчас Москва буквально обрастает офисными зданиями, и проблема их безликости постепенно уступает место их нарочитости и несоответствию окружающей архитектуре. Хоть строительные компании и декларируют обратное, зачастую облик новых зданий совершенно не вписывается в привычный для данного конкретного места ландшафт. Так, например, произошло на Старом Арбате, где недавно построенное офисное здание «Альфа-Арбат-Центр» заслонило ресторан «Прага» и серьезным образом изменило образ Арбата и Гоголевского бульвара. Проблема архитектурного соответствия офисов особенно актуальна для столицы именно сейчас, в период наиболее активной застройки Москвы деловыми зданиями.