Антон Данилов-Данильян указал Константину Лубенченко, откуда должна исходить инициатива в банковском секторе.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Законопроект «О саморегулируемых организациях» (СРО) вряд ли затронет банковскую отрасль. Банкиры воспринимают дебаты о СРО всего лишь как игры «наверху». В минувший четверг они так и не сумели достичь единого мнения по этому поводу на круглом столе «Нужны ли банковскому сообществу саморегулируемые организации?» в Ассоциации российских банков (АРБ). «АРБ, как я понял, не претендует на роль организатора саморегулирования. И это нам нравится. Мы абсолютно уверены, что наши СРО будут расти сверху вниз. У нас стандартный набор функций и обязательных требований идет путем передачи их сверху вниз, в директивном порядке», – заметил руководитель рабочей группы при администрации президента РФ Антон Данилов-Данильян, делая характерный акцент и ударение на слове «мы».
Некоммерческие организации, таким образом, по словам Антона Данилова-Данильяна, «останутся в качестве отраслевых лоббистов в какой-то области, а не в качестве саморегуляторов». Ему пришлось признать, что Россия проигрывает перед другими странами конкуренцию за предпринимательский климат. Однако он вполне безапелляционно заявил: «Мощной движущей силы для образования СРО мы не видим».
Проект рамочного закона «О саморегулируемых организациях» был принят Госдумой в первом чтении еще в прошлом году. Один из его создателей, председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский, предполагает, что СРО в банковской сфере могли бы выступить в роли негосударственной системы страхования банковских вкладов, например. Если только не считать опасений, что в каждой отрасли СРО будут активно конкурировать между собой. Но никто не верит, что правительство позволит участникам рынка играть в демократию. Да и в администрации президента этого не скрывают.
Впрочем, встреча Гарегина Тосуняна с заместителем председателя Центрального банка Андреем Козловым вполне удовлетворила президента АРБ. Мнение же самого зампреда ЦБ известно – закон о СРО, по его словам, не относится к кредитным организациям. «Попытки банковского сообщества самостоятельно заняться чем бы то ни было приведут лишь к банковскому кризису», – считает Андрей Козлов. Так что Центробанк никогда не расстанется ни с одной из своих функций в пользу участников рынка, как бы замечательно они ни самоорганизовывались.
Вице-президент Ассоциации региональных банков «Россия» Константин Лубенченко заявил: «Мы против того, чтобы в законе о СРО не фигурировало банковских организаций! Надо заметить, что в мире нет аналогов общественного посредника между банками и вкладчиками. И это понятно: малейшее движение в ту или иную сторону может повлечь за собой кризис. А в рамках СРО в банковской сфере есть опасность возникновения коррупционных организаций».
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян в качестве примера уже реализованной саморегуляции привел внедрение закона о страховании вкладов: «Его принятие тянули бы и дальше, если бы некоторые банкиры тут, в АРБ, однажды не собрались и не поставили ультиматум: или принимаем закон, или раскулачиваем Сбербанк. И закон быстренько приняли!» Гарегин Тосунян верит в способность банкиров в сложных бизнес-ситуациях самоорганизовываться. И считает, что формирование идеологии банковской системы лежит целиком на участниках рынка. А вот для ЦБ, по его мнению, это «лишнее бремя». И совсем не стоит ждать этого непосредственно от законодателей или от «отдельно взятых банков». Созданный же Банком России контролирующий и регулирующий орган – Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), как заявил Гарегин Тосунян, конечно же, не саморегулируемая организация, а «типичный советский профсоюз, который навязывает трудящимся то, что выгодно правящей верхушке». Он подчеркнул, что саморегулирование банков должно быть неким противовесом ФКЦБ, делегированием полномочий снизу вверх ради защиты интересов каждого участника рынка, а не отдельных его игроков.