Россия и США могут завершить переговоры о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) в следующем году. Об этом вчера заявил глава Торговой палаты США Томас Донохью. «Думаю, с геополитической и стратегической точек зрения вступление России в систему, основанную на соблюдении правил, отвечает нашим интересам», – сказал он. Кроме того, Донохью говорил и о возможности заключения торгового соглашения между нашими странами, поскольку российский рынок весьма привлекателен для США. Если предположить, что оптимизм главы американской Торговой палаты основан на каких-то конкретных соглашениях между сторонами, то это скорее всего будет означать новые уступки Москвы по открытию своих рынков, прежде всего финансового сектора, что, по мнению экспертов, нанесет России серьезный экономический урон.
Относиться к словам Томаса Донохью с недоверием нет причин – он точно в курсе дела. В конце октября этого года Донохью приезжал в Москву и проводил переговоры с представителями российского правительства, в том числе он встречался с премьер-министром Михаилом Фрадковым. В ходе своего визита он как раз отмечал, что США хотят получить свободный доступ на российский финансовый и страховой рынок, а также продавать свою авиатехнику без пошлин. Однако тогда ему дали четко понять, что эти требования выполнены не будут. И все же пока не совсем ясно, являются ли нынешние заявления Томаса Донохью свидетельством того, что российские власти все же готовы к дальнейшим уступкам, или же это просто попытка оказать психологическое давление на наших переговорщиков.
В России очень негативно относятся даже к самим разговорам о свободном доступе в указанные сектора. Так, представители банковского сообщества категорически против разрешения иностранным банкам открывать свои филиалы в России (сейчас в нашей стране работают только дочерние структуры, которые, по сути, являются российскими банками). «Я думаю, все понимают, что национальная экономика должна иметь соответствующий уровень национального обеспечения банковскими услугами, прежде чем пускать на рынок чужие финансовые структуры. Если бы в России прямо сейчас появились полноценные филиалы иностранных банков, это была бы нечестная и неравноправная игра. В отличие от частных банков с российским капиталом у них есть большая подпитка из головных банков», – заявил в интервью «НГ» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Что касается торгового соглашения, то очевидно, что оно тесно увязано с переговорами по ВТО, но отечественные эксперты скептически относятся к тому, что подобный рамочный документ сможет как-то радикально оживить двусторонние торговые отношения. «Вряд ли оно сможет повлиять на активизацию торговых отношений между нашими странами. Товарооборот между Россией и США сейчас растет довольно интенсивно: за 8 месяцев 2004 года он увеличился на 30%, однако надо учитывать, что во многом это зависит от того, что вырос объем денежной массы. Дальнейшее развитие торговых отношений будет зависеть от финансового состояния России; пока цены на нефть и объем российских золотовалютных резервов будут оставаться высокими, товарооборот будет продолжать расти», – сказал «НГ» аналитик ИК «Проспект» Игорь Лавущенко.
«США в отличие от стран Европы, Азии и СНГ не являются нашим основным торговым партнером, и объем торговли с ними не превышает 5% в год от общего оборота, – отмечает, в свою очередь, экономист ИК «АТОН» Алексей Воробьев. – Более точно говорить о последствиях торгового соглашения можно будет тогда, когда станут известны его детали – например, предусматривает ли оно какие-то существенные уступки и какие отрасли могут выиграть. С другой стороны, не стоит забывать, что в любой момент США могут ввести ограничения на экспорт из развивающихся стран, к которым относится и Россия».